Днепро бугский водный путь. «Днепробугводпуть» строит речной путь от Балтики до Херсона, гидроэлектростанции и нефтеналивные суда

Дняпроўска-Бугскі канал 52°05′39″ с. ш. 25°46′43″ в. д. H G Я O L 52°13′00″ с. ш. 24°22′00″ в. д. H G Я O L

Строительство

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Ежи Оссолинским . Активными сторонниками прокладки канала были гетман Великого княжества Литовского Михаил Казимир Огинский и пинский судья и мечник Матеуш Бутримович .

Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского . Для питания канала были построены Белоозёрская и Ореховская водопитательные системы . Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск . В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне . Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином - с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский. В 1786 году в честь оказания королём денежной помощи на строительство канала была отлита специальная медаль (медальер И. Ф. Гольцгаузер) . Содержание канала обходилось в 100 тысяч злотых , однако из государственной казны выделялось только 60 тысяч .

В конце столетия общий кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с по 1848 год. Были построены (разборные) деревянные плотины , позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды в любое время навигации. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см .

Использование

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой . Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб), реконструированы сооружения Белоозерской ВПС, сооружен 7-километровый канал по новой трассе Кобрин - Выгода .

Канал входил в тыловую зону польской Речной (Пинской) военной флотилии, которая имела в своем составе 6 речных мониторов , 3 речные канонерские лодки и 19 бронекатеров. Эти суда были переведены в Пинск по Днепровско-Бугскому каналу. В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР польская флотилия предприняла попытку отступить по каналу, но из-за преждевременного подрыва шлюза не смогла уйти на Буг и была затоплена. В 1940 году большая часть этих судов была поднята, отремонтирована и включена в состав советской Пинской военной флотилии , в оперативную зону которой отошёл канал.

Советское правительство отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР . За 7 месяцев (с декабря по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяжённость водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода -Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено .

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта . Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя .

В советское время развитие канала не прекращалось. В связи с ростом перевозок и эксплуатацией более крупных судов в период с по 1956 год шлюзованный участок канала продлён на 50 км. На нём были построены железобетонные гидроузлы № 11 «Качановичи» Пинского района и № 12 «Стахово» Столинского района. В 1976 году начались работы по капитальному улучшению габаритов русла канала (ширина по дну - 40 м, глубина - 240 см, радиус закругления - 400 м). В период с по 1991 год было извлечено 17,58 млн м³ грунта и реконструировано 244 км водного пути. За период с по 1992 годы было построено вместо деревянных 7 водопропускных плотин 8 водоспусков из железобетона .

Современное состояние

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен , а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной. Пропуск речных судов, проданных Беларусью Польше в последние годы, осуществлялся по временной схеме: в акватории Брестского речного порта вырывали искусственные шлюзовые каналы-камеры, запускали туда суда, за ними проход засыпался, а впереди открывалась земляная перемычка - и суда выходили на воду.

Технические сооружения

Судоходные шлюзы

  • № 11 «Качановичи», Пинский район
  • № 12 «Стахово», Столинский район восточный склон
  • № 1 «Дубой» Пинский район
  • «Переруб»
  • «Рагодощ»
  • «Овзичи»
  • «Ляховичи» Дрогичинский район западный склон
  • № 6 «Кобрин», г. Кобрин (перепад высот 5,4 м)
  • № 8 «Залузье» Жабинковский район
  • № 9 «Новосады»
  • № 10 «Тришин», г. Брест (перепад высот 1,4 м)

Водоподводящие системы

  • Белоозерская ВПС
  • Ореховская ВПС
  • Турская ВПС

См. также

Примечания

  1. История предприятия РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 3 ноября 2009.

соединяет р. Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; бассейн Вислы). Длина 196 км (канализованная часть р. Пина - 74 км , водораздельная часть канала - 58 км ; канализованная часть р. Мухавец - 64 км ).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, основные работы произведены в 1846-48. С захватом в 1919 Западной Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945-46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухавца - глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся главным образом железная руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на железную дорогу), лес, минеральные строительные материалы.

"Днепровско-Бугский канал" в книгах

Английский канал

Из книги Жизнь моряка автора Лухманов Дмитрий Афанасьевич

Английский канал Большим парусным кораблям плавать в Английском канале трудно. Приливные и отливные течения, отражаясь у извилистых берегов Англии и Франции, расходятся в разные стороны и достигают большой силы. Здесь бывают частые туманы. Канал кишит судами,

Суэцкий канал

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Суэцкий канал Стаи дней и ночей Надо мной колдовали, Но не знаю светлей, Чем в Суэцком канале, Где идут корабли Не по морю, по лужам, Посредине земли Караваном верблюжьим. Сколько птиц, сколько птиц Здесь на каменных скатах, Голубых небылиц, Голенастых, зобатых! Виден

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом»

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом» Канал чун (чун-май) является важнейшим узловым пунктом всех каналов, несущих ци и кровь. Он проходит от головы до ног, поэтому может

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года)

Из книги Освобождение Правобережной Украины автора Мощанский Илья Борисович

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года) Эта книга посвящена одной из крупнейших по своему размаху операций Второй мировой войны. В течение почти четырех месяцев пять фронтовых объединений Красной Армии

Бугский переулок

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Бугский переулок Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

Канал

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Канал Канал – Кроме общепринятого понятия об искусственном водотоке или соединении вод, напр. Суэцкий К., Мариинский К., употребляется еще и в значении пролива (нем. Kanal соответствует англ. channel), потому это слово и входит в состав многих географических имен, как, например,

Днепровско-Бугский канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДН) автора БСЭ

Эмс-Яде канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭМ) автора БСЭ

Эри-канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭР) автора БСЭ

Канал 1: СМИ

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Канал 1: СМИ Первое, что приходит в голову и с чем чаще всего приходится работать при построении персонального бренда, – это средства массовой информации, то есть

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги автора

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН В ночь на 15 августа советские части оставили Николаев и отступили к Херсону. Согласно сводке Совинформбюро, 12 августа 1941 г. все судостроительные заводы Николаева были взорваны. Но, увы, это была дезинформация, причем не для

Канал

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Канал Ну и зачем ехать в Смоленск за реалити-шоу, когда их и на центральном телевидении предостаточно? Тот же излюбленный мною «Дом-2», помянутый в прошлом номере журнала - еще, так сказать, лира не остыла, струны дрожат. В Москве и денег, и вольностей побольше. Смоленский же

ТВ канал

Из книги 50 эффективных техник привлечения клиентов автора Кочеткова Наталья

ТВ канал Если в вашей компании есть свой ТВ канал, приглашайте туда людей, давайте визитки с адресом ТВ канала, оставляйте ссылки с приглашение через интернет. Обязательно перезванивайте и узнавайте мнение людей о просмотренной передаче.Если человек говорит, что ему

Днепровско-Бугский канал (ранее - Королевский канал) - судоходный канал на территории Полесья, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км.

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским.

Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином - с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.

В конце столетия общий кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.

В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом - внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб).

В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР канал стал находится на территории СССР. Советское правительство отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода -Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала. Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года. Уже в 1945 году судоходство было восстановлено.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

"Рыбалка в любом случае - это деньги на ветер. Если б моя жонка знала о некоторых расходах… убила бы, как за любовницу. Хотя рыбалка, она и есть любовница". (Из разговоров).Днепровско - Бугский канал создавался в конце 18 века в течение восьми лет с целью судоходства. Этот водный путь между притоком рекой Пина и притоком Западного Буга Мухавцом подвёл речные воды, а с ними и рыбные богатства, ко многим Полесским деревням.

Днепровско - Бугский канал представлен такими видами рыб , как окунь, щука, подлещик, краснопёрка, плотва, густера, судак, жерех и сом.

Весной

Неплохо съездить ранним утром в район деревни Селищи для ловли белой рыбы. Там не заросшее дно, ровное плато с последующим плавным понижением. Рыбные места на глубине от 2 метров. Со штекером и 3 гр. плоским поплавком, после простой, но утяжелённой лещевой прикормки (заброс и потом более точная подача на чашке), ловится плотва товарного размера, густера . Для подлеща нужен поплавок тяжелее в два раза. Можно попробовать наживку из червя и опарыша. Когда поводок достигнет дна в месте прикорма, остаётся только ждать. Наградой могут стать несколько хороших подлещиков.

Летом

Канал не создан природой, но и его водная стихия дарит несравненные впечатления тем, кто любит рыбалку. Вблизи плотины у Ляховичей, хоть и быстрое течение мутит воду, и несёт всякий растительный мусор, но облюбовавшие это место завсегдатаи не изменяют своей надежде на хороший улов. И даже, если в итоге только плотва, рыбак благодарит за то, что не мелкая. А у Иваново в июне случается окунёвый жор. Бросаются на шарики пенопласта стаями. И в створе деревни Белин с раннего утра поклёвки на опарыша такие же непрерывные. Среди приманок первенствуют перловка с опарышем, кукруза, пшёнка, а червяк не в почёте.

Осенью

В выборе мест и снастей на канале в августе и сентябре почти нет различий. У деревни Ямник перед самым перевалом с мелководья на глубину можно рассчитывать на поклёвку щуки. Снасть обычная на хищника - , виброхвосты и колебалки. Попытать удачу на щуку можно и у деревни Селищи, в тех местах, где кончаются травянистые заросли. На прикорм белой рыбы знатоки советуют в выбранные готовые смеси добавлять панировочные сухари и измельчённое льняное семя. Подлещики и плотва - основной улов в таких местах, как у деревни Заречка, в устье Ляховического канала.

Зимой

На стыке двух рыболовных сезонов идут последние рыбалки на полностью открытой воде. На канале и в глухозимье лёд крепким бывает только там, где нет быстрого течения. Так что выходят на рыбалку и с летними, и с зимними снастями . Поплавочные удочки с живцом - плотвичкой или другой мелкой рыбёшкой - поднимают щук возле Ляховичского гидроузла. Здесь же пытаются ловить и на кружки, хотя ветер их часто сносит. Первый месяц подлёдного рыболовства на шлюзе Радгощ приносит окуней и краснопёрку (на балансир). А в Дрогочинском районе можно попробовать половить с расчётом на хорошего окуня. В феврале возле деревни Переруб, на шлюзе ловятся на мотыля окунь, на Рагодощи ездят за лещом. А в Ивановском районе в феврале канал весь во льду, если не было оттепели.

; бассейн Днепра) и Муховец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина - 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км (в том числе канализованная часть реки Пина - 74 км, водораздельная часть канала - 58 км; канализованная часть реки Муховец - 64 км).
Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским.
Технический проект был разработан королевским топографом Ф. Чаки в 1766 году. В 1770 году проект был представлен королю Станиславу Августу Понятовскому, а работы по сооружению канала начались в 1775 году - тогда был прорыт первый участок длиною в 8 км. Руководил работами "геометрик и гидравлик" Шульц, выписаный из Швеции. Работы по строительству канала были окончены в 1783-м году. В результате получился водный путь соединивший реки Муховец рядом с д. Муховлоки (недалеко от Кобрина) и Пину рядом с д. Кужеличин (на юге от Иванова). Строительство канала обошлось в 1 млн. злотых - гораздо дешевле, чем строительство канала Огиньского. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича караван из 10 судов "шугалеев", гружёных копчёной рыбой, грибами, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправился по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск, где вызвал немалое удивление и интерес у местных жителей. По этому поводу даже была отчеканена серебряная памятная медаль. В сентябре того же года построенный канал посетил король Станислав Август, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король провёл четыре дня в местечке Городец под Кобрином, где и состоялось торжественное открытие канала - с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.
Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.
Водораздел Днепровско-Бугского канала находится у д. Селище, там, где в него впадает Белоозерский канал, по которому поступает вода из украинской части бассейна реки Припять через озера Волянское и Белое. В этом месте течение Днепровско-Бугского канала меняет свое направление.
На восточном склоне канала расположены гидрузлы Дубой, Переруб, Радогощ, Овзичи и Ляховичи. На западном склоне канала расположены гидроузлы Кобрин, Залузье, Новосады, Тришин, Качановичи и Стахово.
Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Муховец перегорожена в Бресте глухой плотиной.