Самодельная нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов. Как сделать нагрузочную вилку для аккумулятора своими руками? Когда можно сэкономить

Диагностика состояния главного источника питания в автомобиле может проводиться разными способами. В ход идут как приобретенные заранее в автомагазинах приспособления, так и приборы, изготовленные собственноручно. Одним из таких аппаратов является нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками собранная из подручных материалов.

В процессе сборки потребуются определенные навыки работы с электроприборами, а также небольшие, хотя бы школьные знания электротехники. Необходим будет набор инструментов и комплектующих. Полезное изобретение прослужит достаточно долго при правильном обращении и уходе.

Перед тем как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками, необходимо знать, что данным аппаратом автомобилисты пользуются для контроля двенадцативольтных АКБ. При правильной компоновке удастся также тестировать батареи иного, более высокого вольтажа. Однако для такого случая придется воспользоваться дополнительной нагрузочной пружиной.

  • Замеры в первую очередь проводят без накидывания нагрузочного сопротивления. Операция начинается спустя около 5–7 часов после полной остановки двигателя.
  • Захват прибора, которому соответствует «плюс», подключается к положительной клемме аккумулятора. Пружина в такой ситуации не используется.
  • Захватом с «минусом» на приборе касаемся отрицательной клеммы и следим одновременно за показаниями вольтметра. Таким образом ведется мониторинг разъединенной аккумуляторной цепи.
  • Замеры записываем и проводим сравнение с параметрами, указанными в инструкции к аккумулятору. На основании сходства либо различия делаем выводы о текущем состоянии батареи.
  • Для замеров под нагрузкой необходим полностью заряженный автономный источник электроэнергии, поэтому на некоторое время придется подключить АКБ к зарядному устройству.
  • После выключения зарядного аппарата проводим все те же мероприятия с вилкой, что осуществлялись на батарее без дополнительной нагрузки.

Важно знать, что с измерительного прибора показания необходимо снимать примерно после пятисекундного удержания.

Автомобилисты должны приготовиться, что во время соединения отрицательных контактов между собой от АКБ и вилки появляются искры. Также необходимо для обслуживаемых батарей держать пробки завинченными.

Брать голыми руками контакты после замеров сразу не рекомендуется, так как во время замеров они существенно нагреваются . Желательно подождать немного, чтобы они остыли.

Поэтапное самостоятельное проектирование

Перед началом работ опытные мастера замеряют напряжение в одной заряженной до отказа банке. При этом потребуется проконтролировать доступ к каждой из банок. В результате замеров формируется шкала, которая при последующих замерах станет демонстрировать значения для изготавливаемого прибора.

Простая самодельная нагрузочная вилка для проверки аккумуляторов нуждается в таких комплектующих:

  • Металлическая спираль. В качестве примера используется нихромовая спираль от старой электроплитки. Сворачиваем ее в несколько жил таким образом, чтобы в результате на концах изделие обеспечивало сопротивление из интервала 0,1-0,15 Ом.
  • Воспользуемся лампой с мощностью около 20 Вт, например, такая стоит в поворотниках. К ней необходимо будет сопротивление (резистор).
  • Понадобится амперметр, способный замерять до 10 А.

Цепь собирается последовательно, включая измеритель силы тока. На клеммы аккумуляторной батареи подсоединяются зажимы. На табло измерителя тока должно быть значение, близкое к 1,78 А.

Выводим мультиметр из цепи, а ее подключаем снова к АКБ. С помощью амперметра замеряем напряжение на спирали, сложенной из нескольких слоев.

Важно проводить замеры вольтажа мультиметром, переключенным в режим милливольт.

Показания должны быть на уровне 197 мВ. Исходя из расчетов, связывающих напряжение, сопротивление и силу тока, определяем номинал резистора: 0,197:1,78=0,11 Ом.

Соединяем прибор с батареей на 5–10 секунд, включав мультиметр в замеры. Прибор должен работать в режиме вольтметра до 20 В. Схема нагрузочной вилки для проверки аккумулятора своими руками в таком случае даст верные показания.

Альтернативный вариант компоновки

Разработка потребует некоторых деталей от старых автомобилей. Составные элементы можно поискать в собственном гараже или на авторазборках.

Для работы подойдут такие части:

  • размыкатель массы, который можно изъять из старой «ГАЗели»;
  • необходима будут пара резисторов для вентилятора;
  • потребуются также зажимы и соединительные одножильные кабели.

Важно, чтобы технические характеристики резисторов суммарно были близки к значению. 0,23 Ом. Так как предполагается охлаждение вентилятором, то необходимо рассчитывать на ток силой 15 А. Напряжение будет постоянным и составлять 12 В.

Преимуществом применения подобных резисторов является наличие встроенных предохранителей, которые защитят в случае проблем электроцепь. Стоит учитывать, что при использовании одного резистора, значение нагрузки станет доходить до 50 А. Запараллеленная пара даст 100 А.

Важно при любой компоновке иметь прочно спаянные контакты. Таким образом они сумеют выдержать высокие значения. Каркас желательно делать металлическим, чтобы он был защищен от возможного возгорания.

Своевременный контроль исправности автомобильной АКБ необходим во время проведения регламентных и ремонтных работ на автомобиле. Многие автовладельцы для этого используют мультиметр либо другой измерительный инструмент, который измеряет напряжение. Эти приборы не позволяют контролировать главные параметры – уровень заряда, емкость и пусковой ток. При проведении контроля требуется нагрузочная вилка для аккумулятора.

Устройство включает соединенный вольтметр и нагрузочное сопротивление. По диапазонам измерительных значений вольтметры имеют шкалы:

  • с пределом измерений 2 – 5 Вольт для контроля каждой банки аккумуляторной батареи;
  • с пределом 15 – 30 В для контроля АКБ в целом.

Так как современные аккумуляторы для легковых авто в большинстве выпускаются в необслуживаемом исполнении, предпочтительно выбирать второй вариант нагрузочной вилки.

По типу измерительного прибора вилки выпускаются:

  • со стрелочным измерительным прибором;
  • с цифровым вольтметром.
Нагрузочная вилка

Стрелочный инструмент более нагляден, но требует опыта измерительных работ. Кроме этого, он легко повреждается при падении. Цифровой мультиметр прост в использовании, но менее долговечен.

Для чего она нужна

Устройство необходимо для измерения и оценки следующих параметров аккумуляторной батареи:

  • напряжения на холостом ходу (без нагрузки);
  • степени зарядки аккумулятора;
  • напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой;
  • процесса работы генератора;
  • пускового тока аккумулятора;
  • технического состояния автомобильной аккумуляторной батареи, степени износа, необходимости замены.

Конструкция

Конструктивно вилка выполнена из четырех основных компонентов:

  • корпус;
  • измерительный вольтметр (стрелочный либо цифровой);
  • нагрузка (обычно в виде спирали либо ленточной изогнутой пластины, выполненной из сплавов с высоким удельным сопротивлением);
  • специальные контакты и щупы для подключения к клеммам батареи.

Перед тем, как пользоваться инструментом, следует ознакомиться с особенностями ее применения

Особенности применения

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой относится к работам с повышенным уровнем опасности. Во время измерений возможно возникновение опасных факторов:

  • искрение при подключении щупов к клеммам АКБ;
  • чрезмерное повышение температуры нагретой нагрузки (спирали);
  • повреждение целостности АКБ вплоть до его взрыва.

При выполнении измерений требуется соблюдать меры предосторожности. Выполнение контроля с включенной нагрузкой следует производить в течение короткого времени.

Проверка АКБ вилкой

Проверка производится в несколько этапов. На первом этапе измерительный инструмент используется в режиме обычного вольтметра. Перед тем, как проверить аккумулятор без нагрузочной вилки, его заряжают. Если он снят из автомобиля, находящегося на необогреваемой стоянке в зимнее время, дают ему полчаса «отогреться».


Измерение напряжения

Проверка аккумуляторной батареи без нагрузки

Вилкой в режиме «без нагрузки» контролируют следующие параметры:

  1. Напряжение аккумулятора. Нормальным зарядом является уровень от 12,3 до 13,5 Вольт. Напряжение ниже 12 Вольт возможно при изношенном, недозаряженном либо разряженном аккумуляторе. Для выполнения дальнейших измерений АКБ необходимо подзарядить. Это лучше выполнять на специальном зарядном устройстве. При отсутствии такового можно выполнить зарядку на работающем двигателе. Контроль напряжения производится соединением щупа «без нагрузки» к плюсовой клемме. Минусовая клемма во время выполнения измерений должна быть подключена к соответствующему щупу. Перед выполнением работ клеммы следует зачистить. Если для измерения используется нагрузочная вилка с поэлементным контролем (каждой банки), последовательно производят измерения для каждого элемента. Затем показания напряжений складывают. Такими вилками можно легко определить неисправную банку, затем выполнить ее ремонт. Сейчас такие ремонты выполняют только для мощных АКБ для специальной и большегрузной техники.
  2. Контроль работы генератора авто. Выполняется на заведенном двигателе. Считается, что генератор работает нормально, если напряжение на измерительном инструменте (без нагрузки) составляет от 13,4 до 14,5 Вольт. При напряжении менее 12 Вольт идет недозаряд (либо он отсутствует вообще), более 15 Вольт – перезаряд (это более опасно).

Проверка аккумуляторной батареи с нагрузкой

Последующий этап работ выполняют с подключенной нагрузкой. Инструмент подключают вторым щупом (обозначенным буквой «Н») к плюсовой клемме АКБ. Напряжение при нагрузке падает. Чем меньше заряд аккумулятора, тем меньшее значение будет показывать измерительный прибор. Для комплексного контроля состояния заряда аккумулятора используют специальные таблицы.

Пользоваться специальными таблицами не всегда удобно. Более конкретный результат дают следующие практические рекомендации. Если при подключении щупа с нагрузкой показания измерительного прибора будут ниже 9 Вольт, аккумулятор заряжен меньше критического уровня, его необходимо дозаряжать. Если после подзаряда картина не изменится, батарея имеет большой износ.

В случае, когда при кратковременном подключении в режиме «с нагрузкой» показания более 9 Вольт, батарея работоспособна. При этом после повторного измерения напряжения в режиме «без нагрузки» показания должны практически восстановиться до первоначального состояния. Это означает, что емкость АКБ не утеряна. Если показания будут сильно отличаться, значит, емкость устройства утеряна, возможно, имеет место сульфатация пластин.

Нагрузочная вилка — полезный измерительный инструмент в наборе автовладельца. Она позволяет вовремя обнаружить проблемы с аккумуляторной батареей, избежать неприятных ситуаций при запуске двигателя, эксплуатации автомобиля зимой.

Нагрузочная вилка – крайне необходимый для проверки аккумуляторов прибор. Существует много видов этого устройства. Самые удобные и технологичные наиболее распространены и вызывают заслуженный интерес потенциальных пользователей.

Нагрузочные вилки для тестирования АКБ

Нагрузочная вилка – прибор, предназначенный для определения общей работоспособности АКБ, а также степени ее заряженности (разрядки). Эту работу данное устройство выполняет достаточно качественно. Однако с помощью вилки невозможно проверить , а также обнаружить начавшуюся в нем сульфатацию. Из-за этого на основании проверки АКБ с ее помощью нельзя сделать прогноз на предмет продолжительности срока службы батареи.

Кроме того, вилка в процессе проверки снимает с АКБ значительный заряд и в случае частого использования может повлечь существенное сокращение срока его эксплуатации.

Помимо тестирования АКБ этот прибор позволяет посредством встроенного вольтметра провести диагностику электрической сети и ее элементов (например, генератора) замером напряжения на выбранном участке. В общем случае нагрузочные вилки для аккумуляторов состоят из вольтметра, нагрузки в виде спирали и щупов (или провода с зажимом и щупа) для подсоединения к клеммам аккумулятора. Во время испытаний АКБ под нагрузкой спираль подключают параллельно вольтметру. При разомкнутой цепи нагрузочной спирали вилка используется как обычный вольтметр для замера уровня напряжения в предусмотренном для прибора диапазоне.

Самые распространенные виды вилок

Чаще других встречаются ВН-1 и НВ-01. Они предназначены для тестирования АКБ с напряжением 12 В емкостью до 190 А*ч. Вилка нагрузочная ВН-1 имеет следующие основные характеристики:

  • диапазон температур применения от +1°С до +35°С;
  • сопротивление спирали 0,1Ом ± 15%;
  • режим работы при нагрузочном измерении повторно-кратковременный: длительность измерения – 5 с, пауза – 15 с.

Нагрузочная вилка ВН-1 в настоящее время уже применятся не так часто, как раньше. Ей на замену пришли более современные и точные приборы НВ-01:

  • точность измерений 2,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–15 В;
  • величина тока нагрузки для АКБ емкостью 15–100 А*ч равна 100 А, с емкостью 100–190 А*ч равна 200 А;
  • температуры применения от –30°С до +60°С;
  • сопротивление спирали 0,1 Ом ± 5%.

Нагрузочная вилка НВ-02 – для тестирования АКБ с напряжением 12 В емкостью 15–240 А*ч. Характеристики:

  • точность измерений 2,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–15 В;
  • величина тока нагрузки для АКБ емкостью 15–100 А*ч равна 100 А, с емкостью 100–240 А*ч равна 200 А;
  • сопротивление спирали 0,1Ом ± 5%;

Приборы ВН-1, НВ-01 и НВ-02 оснащены стрелочным вольтметром.

Вилка НВ-03. Этот прибор идентичен НВ-02, но имеет следующие отличия:

  • более высокая точность измерений, составляющая 0,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–16 В;
  • цифровой вольтметр, оснащенный жидкокристаллическим табло;
  • кнопочное переключение режимов работы.

Универсальная НВ-04 и мощная НВ-Б

Нагрузочная вилка НВ-04 – для тестирования батарей с напряжением 12 В и 24 В емкостью до 15–240 А*ч, а также для индивидуальной проверки одного отдельного элемента АКБ напряжением 2 В. Характеристики:

  • точность измерений 0,5 %;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 0–32 В;
  • ток нагрузки при 12 В – 50 А, при 24 В и 2 В – 100 А;
  • сопротивление спирали «2 В» – 0,02 Ом ± 5%, «24 В» – 0,2 Ом ± 5%;
  • температуры использования от –20°С до +60°С.

Эта нагрузочная вилка позволяет проверить уровень зарядки и исправность не только всего аккумулятора, но и каждого его элемента в отдельности, что в некоторых случаях крайне необходимо. Кроме того, у этой вилки допустимое время нагрузочного измерения (когда спираль подключена) составляет 9 с, в отличии от 5 с для других приборов. НВ-04 имеет цифровой вольтметр, оснащенный жидкокристаллическим табло, и кнопочное переключение режимов работы. По своей функциональности является универсальным – позволяет выполнить все без исключения виды тестов .

Нагрузочная вилка НВ-Б – для тестирования только отдельных элементов на 1,2 В и 2 В аккумуляторов до 500 А*ч. То есть сама АКБ может быть на любое напряжение (12 В или 24 В).

Характеристики:

  • оснащена магнитоэлектрическим вольтметром М1001М, у которого стрелка от центра отклоняется в обе стороны;
  • диапазон измерений вольтметра составляет 3–0–3 В;
  • цена деления приборной шкалы 0,2 В;
  • сопротивление спирали 0,02 Ом ± 5%;
  • ток нагрузки составляет 100 А.

Нагрузочная вилка НВ-Б – самая мощная из представленных. Ее недостаток – невозможность тестировать весь аккумулятор целиком.

  • Нагрузочная вилка – это помощник каждого автомобилиста, поскольку этот прибор служит для проверки и определения степени заряда банок аккумуляторной батареи, иными словами определяет работоспособность автомобильного аккумулятора. Устройство представляет собой нагрузочный резистор большой мощности с вольтметром и двумя щупами. Это самый простой вариант, но встречаются и более сложные устройства, например, с амперметром и возможностью измерения разных параметров всей электрической цепи машины.

    В автомобильных магазинах продаются готовые устройства, которые выглядят как на первом фото: в металлический корпус встраивается вольтметр, а также одна или несколько нагрузочных спиралей (или сопротивлений). К плюсовому выходу вольтметра подключен толстый провод, минусовый присоединен к металлическому штырю на задней поверхности корпуса прибора, а на второй стороне находится специальный зажим для подключения к автомобильному аккумулятору, точнее к его клеммам. На задней стенке корпуса также можно увидеть две гайки – они служат для подсоединения нагрузочных спиралей по 100 ампер каждая.

    Как проверять аккумулятор нагрузочной вилкой

    Нагрузочные вилки по типу описанной выше подходят для проверки состояния аккумуляторов на 12 вольт (в этом случае работает одна нагрузочная спираль) или аккумуляторных батарей повышенной емкости (работают обе спирали).

    Для проверки автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой надо выполнить следующие действия:


    Хорошим результатом считается значение вольтметра 9,0 Вольт – это означает, что АКБ в хорошем состоянии. Другие результаты говорят о том, что аккумулятор необходимо зарядить с контрольным замером или же заменить его.

    Поскольку этот метод исследования состояния АКБ создает некоторую нагрузку на аккумулятор, не следует применять нагрузочную вилку слишком часто.

    Как сделать нагрузочную вилку

    Поскольку нагрузочная вилка является ценным помощником любого автомобилиста, но в магазинах такие приборы стоят довольно дорого, имеет смысл сделать прибор своими руками.
    Для начала из руководства пользования следует определить напряжение одной полностью заряженной банки аккумулятора (именно для данной модели). Также предварительно надо убедиться в том, что в АКБ имеется доступ к отдельным банкам.

    Затем берут микроамперметр и включают его совместно с резистором. При этом сопротивление должно быть чуть больше, чем напряжение одной из банок АКБ. После этого шкалу устройства меняют на новую. Ее градуируют с помощью подачи на вольтметр переменное напряжение постоянного тока (обязательно в нужной полярности). Подаваемое в момент градуирования напряжение контролируют образцовым прибором.
    В инструкции к батареи должны быть указаны значения номинального и максимального тока нагрузки. Поскольку результат получится в системе СИ, то и все показатели надо перевести в эту систему.

    Сопротивление нагрузочного резистора рассчитывают по формуле R=U/I, где I – сила тока в Амперах, U –напряжение в Вольтах и – R сопротивление в Омах. Важно: в формулу надо подставлять значения для одной банки, а не для всего аккумулятора.

    Мощность, выделяющуюся на резисторе, вычисляют по формуле P=UI, где Р – мощность в Ваттах, U –напряжение в Вольтах и I – сила тока в Амперах. Резистор при этом должен быть проволочным, а мощность его должна быть большей, чем выделяющаяся из стандартного края.

    Щупы для нагрузочной вилки должны быть такими, чтобы выдержать протекающий через резистор ток. Их подключают к резистору с помощью проводов, также выполненных из материала, способного выдержать нагрузочный ток. Все соединения должны быть хорошо пропаяны.
    На данном этапе нагрузочная вилка еще не завершена.

    Необходимо подключить параллельно с нагрузкой вольтметр (в его качестве может быть использован микроамперметр с небольшим последовательно подключенным резистором. На щупах помечают полярность – такую же как на включенном вольтметре – и изолируют места соединения.

    Все детали можно закрепить на жестком каркасе с ручкой. Необходимо применять диэлектрические и огнеупорные материалы. Расстояние между деталями должно быть равно расстоянию между клеммами банок аккумулятора.

    Важно помнить о том, что нагрузочная вилка не должна быть подсоединена к заряжаемой батарее и даже не желательно ее нахождение вблизи заряжающихся аккумуляторов. После окончания процесса необходимо хорошо проветрить помещение.
    Подключение нагрузочной вилки осуществляется поочередно к каждой банке.

    • Сопротивление рассчитывают, исходя из необходимой силы тока. Важно так подобрать мощность, чтобы деталь не сгорела.
    • Резисторы нужной мощности скорее всего будут представлять собой проволочные детали с керамическим сердечником.
    • В качестве щупа можно использовать полосу из стали или применять нихромовые детали.
    • Можно применить и другую схему нагрузочной вилки – с четырьмя контактами вместо двух (по два контакта на клемму).
    • Концы контактов лучше делать заостренными, чтобы продавливать сквозь слой окислов.
    • Важно, чтобы нагрузочная вилка должна быть подключена строго определенное время, ни больше, ни меньше.
  • Сегодня мы с вами разберем, что такое нагрузочная вилка для аккумулятора, для чего она предназначена и как пользоваться нагрузочной вилкой.

    В связи с большой популярностью статьи «Как проверить аккумулятор » я решил расширить данную тему и повысить ваши знания в области эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей. И начнем мы с изучения нагрузочной вилки для аккумуляторных батарей.

    Нагрузочная вилка предназначена для определения степени заряда (разряженности) аккумулятора и является хорошим помощником для определения исправности аккумуляторной батареи при ее тестировании.

    Так же встроенный вольтметр нагрузочной вилки может быть использован при диагностике элементов бортовой сети автомобиля.

    В общем виде нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается нагрузка, выполненная в виде спирали. Нагрузка при необходимости может быть отключена, а вилка использована в качестве вольтметра.

    Электрическая схема простейшей нагрузочной вилки представлена на следующем рисунке.

    Типы и виды нагрузочных вилок для аккумуляторов.

    Существует большое количество нагрузочных вилок. Но отличаются они лишь диапазоном измерения напряжения вольтметром и величиной нагрузки.

    Еще можно разделить нагрузочные вилки по типу тестируемых аккумуляторов. То есть бывают вилки для кислотных аккумуляторов и для щелочных аккумулятор. Опять же различаются они лишь имеющейся в них нагрузкой.

    Один из ярких примеров нагрузочной вилки для щелочных аккумуляторов вы видите на рисунке. Это вилка со сменными нагрузками от 1 до 12 ампер.

    Почему я говорю, что данная вилка используется для проверки щелочных аккумуляторов, так потому, что максимальная нагрузка, имеющаяся в комплекте вилки, создает нагрузочный ток в 12 ампер. А как подобрать вилку, исходя из величины ее нагрузки, мы рассмотрим ниже.

    К сожалению, тип этой нагрузочной вилки я так и не определил из-за отсутствия маркировки на корпусе.

    Следующий вариант нагрузочной вилки предназначен для тестирования отдельных банок аккумуляторной батареи, если это позволяет конструкция аккумулятора.

    Эля этих целей используется вилка НВ-Б. Она имеет вольтметр с максимальным диапазоном измерения напряжения 3-0-3 вольта. Токовая нагрузка, создаваемая данной вилкой – 100 ампер.

    Данную вилку можно использовать для проверки щелочных аккумуляторов напряжением 1,2 вольта и для проверки кислотных аккумуляторов напряжением 2 вольта.

    Для проверки 12-вольтовых автомобильных аккумуляторов необходима вилка с диапазоном измерения напряжения минимум до 15 вольт.

    Например - вилка Э107 УХЛ4. Она имеет вольтметр со шкалой до 20 вольт, сопротивление нагрузки 0,1 Ома, то есть рассчитана на нагрузку в 100 ампер.

    Наиболее современный вариант нагрузочной вилки это вилка НВ-03. Она имеет электронный вольтметр с жидкокристаллическим индикатором. В составе имеется две нагрузки в 100 ампер, с возможностью раздельного подключения их к вилке.

    При подключении одной нагрузки (общая токовая нагрузка – 100 ампер) тестируются аккумуляторы емкостью от 15 до 100 Ач. При подключении двух нагрузок (общая токовая нагрузка 200 ампер) проверяются аккумуляторы емкостью от 100 до 240 Ач.

    Схема нагрузочной вилки НВ-03 представлена на рисунке.

    Так же нагрузочная вилка НВ-03 имеет несколько дополнительных функций: автоматическое определение степени заряженности аккумулятора; запись в память значений измеренных напряжений и др.

    Внимание! Вилка НВ-03 имеет возможность калибровки вольтметра и диапазона временных измерений напряжения под нагрузкой. Поэтому перед использованием желательно убедится, что вилка откалибрована.

    Выбор нагрузочной вилки в зависимости от типа аккумулятора.

    Итак, перед нами встает вопрос: «Как выбрать нагрузочную вилку?»

    1. Определение диапазона измеряемых напряжений вольтметром нагрузочной вилки.

    Как я описывал ранее, нагрузочные вилки выпускаются на разные диапазоны измерения напряжения.

    Наиболее часто встречаются вилки с диапазоном:

    2-0-2 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в)

    3-0-3 вольт (для щелочной аккумуляторов напряжением 1,2 в. и кислотных аккумуляторов напряжением 2 в)

    0-15 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

    0-20 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 12 в)

    0-30 вольт (для кислотных и щелочных аккумуляторных батарей напряжением 24 в)

    Здесь следует соблюдать лишь одно условие: измеряемое напряжение не должно превышать максимальное значения вольтметра нагрузочной вилки.

    2. Выбор токовой нагрузки.

    При проверке аккумулятора с помощью нагрузочной вилки следует правильно выбрать значение токовой нагрузки.

    Во время проверки аккумулятора под нагрузкой мы физически подключаем нагрузку вилки к аккумулятору, создавая в полученной цепи разрядный ток.

    Для более качественной проверки аккумулятора этот ток должен иметь максимальное значение, однако не превышать допустимую величину разрядного тока, рекомендуемую производителем данного аккумулятора.

    Конечно не все производители приводят величину максимально-допустимого разрядного тока для своих АКБ (не путать со стартерным током!), да и не каждый владелец авто будет открывать паспорт на аккумулятор и искать значение этого тока.

    - для тяговых щелочных аккумуляторов - ток 3-часового режима разряда (0,33С, где С - номинальная емкость аккумулятора в А*ч);

    - для тяговых кислотных аккумуляторов - ток 1-часового режима разряда (1,0С);

    - для стартерных аккумуляторов кислотных и щелочных от 1,0С до 1,4С

    Что такое ток n-часового режима разряда ? То есть это ток, при разряде которым номинальное напряжение аккумулятора (для автомобильного АКБ это 12,6 в) понизится до допустимого минимального значения (опять же для автомобильного АКБ это 10,2 в) за заданный промежуток времени (n-часов).

    Для определения n-часового разрядного тока нужно емкость аккумулятора, указанную на нем разделить на время разряда.

    Например, для того что бы узнать 20-часовой ток разряда аккумулятора емкостью в 60 А*ч необходимо:

    I = С/t = 60 А*ч/20 ч = 3 А.

    Это означает, что производитель гарантирует, что при разряде этого АКБ током в 3 А в течении 20 часов его напряжение не станет ниже 10,2 в.

    Таким образом, для автомобильных аккумуляторных батарей ток создаваемый нагрузочной вилкой должен лежать в пределах 1-1,4 от емкости указанной производителем.

    На практике для аккумуляторов емкостью 15-100 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 100 А, для аккумуляторов 100-240 А*ч используется вилка с токовой нагрузкой 200 А.

    Поэтому самые распространенные нагрузочные вилки для автомобильных аккумуляторов имеют токовую нагрузку 100А.

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

    Методика проверки аккумулятора нагрузочной вилкой достаточно проста, к тому же я ее описывал в статье «Как проверить аккумулятор автомобиля» .

    Однако считаю необходимым изложить ее здесь опять:

    1 Этап. Проверка напряжения аккумулятора без нагрузки.

    Для этого отключаем нагрузку от вольтметра нагрузочной вилки. И используя вольтметр, производим измерения напряжения на аккумуляторе.

    При этом определяем степень заряженности аккумулятора по следующей таблице:

    2 Этап. Проверка напряжение аккумулятора под нагрузкой.

    Подключаем нагрузку и производим измерение напряжения аккумулятора.

    Показания вольтметра нагрузочной вилки снимаем в конце пятой секунды измерения. Степень заряженности батареи определяем по следующей таблице:

    Не следует производить измерение более 6-10 секунд, так как это приводит к нагреву нагрузки-спирали и может привести к выходу из строя самой нагрузочной вилки.

    В том случае если степень заряженности АКБ отлична от 100%, то необходимо произвести ее полную зарядку по существующим методикам, которые я еще расскажу вам с следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН. После этого опять проверьте аккумулятор с помощью нагрузочной вилки.

    Если процент заряженности аккумулятора, полученный при проверке без нагрузки больше чем под нагрузкой, то говорят батарея «не держит нагрузку». Это значит, что необходимо принимать меры по восстановлению емкости аккумуляторной батареи. А для этого необходимо определить причину падения емкости и целесообразность дальнейших операций по восстановлению батарей.

    Как определить причину и восстановить аккумулятор мы поговорим в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН, поэтому не забываем подписываться на новые выпуски журнала.

    А теперь подробное видео о работе с нагрузочной вилкой,