Здание комплекса железнодорожной станции «Серебряный Бор».

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.










































  • История и современность посёлка Сокол

    Посёлок «Сокол» - памятник градостроительства первых лет советской власти. В 1918 году архитекторами И.В. Жолтовским и А.В. Щусевым был создан Генеральный план «Новая Москва». План предусматривал создание на окраинах Москвы множества малых центров, задуманных как города-сады, напрямую связанных с историческим центром столицы транспортными магистралями.

    Сокол стал первым экспериментальным шагом в осуществлении этого проекта, который должен был послужить эталоном для дальнейшего жилищного строительства. Строительство посёлка началось осенью 1923 года в соответствии с генеральным планом «Новая Москва». В то время в Москве активно осваивался район «Сокольники», где первоначально планировалось разместить посёлок, в связи с этим его и назвали «Сокол». Но из-за сырости почвы от этого района отказались, а под застройку был выделен участок между селом Всехсвятское и станцией «Серебряный Бор» Московской Окружной железной дороги. На месте, где построен посёлок, во времена его застройки была свалка завода «Изолятор» и пустырь, на котором росли несколько сосен. Когда-то здесь была часть Всехсвятской рощи, пострадавшая от урагана 1911 года.

    После перенесения строительства посёлка из района «Сокольники» было решено сохранить название, чтобы не менять документацию и эмблему: летящий сокол с домиком на лапах.

    По первоначальному проекту посёлок должен быть окружён с запада cелом Всехсвятским, с юга Песочной улицей и густым сосновым парком, в глубине которого с дореволюционных времён находился санаторий «Ромашка» (на месте современного дома 12 строение 14 по улице Алабяна), с востока - Окружной железной дорогой, с севера - Волоколамским шоссе.

    Улица Врубеля должна была делить посёлок пополам. Сегодня посёлок расположен между улицами Алабяна, Левитана, Панфилова, Врубеля и Малым Песчаным переулком. Проект посёлка создавался в эпоху нэпа выдающимися русскими архитекторами и деятелями искусств, среди которых: академик А.Б. Щусев, Н.В. Марковников, П.Я. Павлинов, братья Веснины, П.А. Флоренский, Н.В. Колли, И.И. Кондаков и др.

    Первым председателем правления посёлка был избран председатель профсоюза художников В.Ф. Сахаров. Это определило вступление в кооператив нескольких известных московских художников и скульпторов, сыгравших существенную роль в жизни посёлка.

    Главным архитектором посёлка и его жителем (дом 12/24 по улице Шишкина) был архитектор Николай Владимирович Марковников (1869-1942 гг.). Строительство велось под руководством прораба А.К. Лукашова (Верещагина улица, 4) и десятника Е.А. Гаврилина (Сурикова улица, 20). Посёлок построен полностью на средства застройщиков, которыми становились только состоятельные люди, поскольку членство в кооперативе обходилось недёшево: 10 золотых червонцев при вступлении в Товарищество, 30 - при выделении участка, 20 - при начале постройки. Стоимость одного коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Те, кто не мог внести пай в кооператив на отдельный коттедж, могли рассчитывать на более дешёвую квартиру в шестиквартирных домах. Застройщиками посёлка стали партийные деятели, работники наркоматов, экономисты, врачи, преподаватели, художники, техническая интеллигенция, рабочие завода «Изолятор». Было разработано несколько вариантов генерального плана посёлка «Сокол» при участии академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева, архитекторов Николая Владимировича Марковникова, братьев Весниных - Леонида Александровича и Виктора Александровича. По утверждённому плану, подписанному В.А. Весниным, предполагалось выстроить 320 домов. Однако данный проект не был реализован полностью - вся площадь была разбита на 270 строительных участков, в среднем по 200 квадратных сажень каждый. Первое собрание застройщиков постановило строить посёлок с большим запасом зелёных площадей и минимальной допустимой площадью застройки, с малыми двух и одно квартирными домами, с удобными путями сообщения, связывающими посёлок с центром. Не допускались глухие заборы и запрещалось осваивать более трети участка. Главный проспект посёлка (Большая улица, ныне улица Поленова) - в 20 сажень шириной (около 40 метров) позволял иметь значительную площадь насаждений, с двухрядной посадкой деревьев с каждой стороны. В первоначальном проекте улицы назвались иначе, чем сейчас: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная. Новые названия в честь русских художников (Шишкина, Саврасова, Поленова, Брюллова, Кипренского, Верещагина, Серова, Крамского, Сурикова, Левитана) появились, когда посёлок уже заселялся, а вместе с ними и легенда, что здесь эти знаменитые художники жили, дабы обезопасить себя от покушений на землю. Эта идея принадлежала одному из застройщиков, художнику-графику, одному из ведущих профессоров ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) Павлу Яковлевичу Павлинову (Сурикова улица, 23Б). К концу 1924 года первый квартал домов между улицами Сурикова, Кипренского, Левитана и Поленова был «сдан под ключ».

    Первыми в стране здесь стали осваивать опыт самоуправления товариществом, которое назвали «Жилищно-строительное Кооперативное Товарищество «Сокол». На общественных началах жителями были организованы: магазин (1926 г.), детский сад, столовая, библиотека, спортивные площадки, клуб-театр, кружок детской игрушки (под идейным руководством директора музея игрушки Н.О. Бартрам), кружок танцев (преподавала ученица Айседоры Дункан), первая в Москве ячейка «Общества друзей зелёных насаждений» (организатор агроном Н.И. Любимов), пошивочная артель «Женский труд» (организатор А.Г. Любимова).

    Кооператив «Сокол» создавался на базе строительной компании, которая использовала его как выставочную площадку, где представлялись лучшие образцы малоэтажного строительства. Первоначально было спроектировано три типа домов: бревенчатые, имитирующие русское зодчество, каркасно-засыпные, подобные английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

    В 1936 году постановлением Верховного Совета СССР деятельность жилищных кооперативов была прекращена. Кооператив ликвидирован, Правление посёлка перестало функционировать, и все дома в посёлке перешли в собственность города.

    В начале 1930-х гг. у посёлка «Сокол» изъяли более половины его территории от улицы Врубеля до Волоколамского шоссе. На этой территории за 4 года построили 18 домов для работников НКВД (до наших дней дошли 2 дома), котельную и клуб.

    Во время сталинских репрессий почти в каждом доме были массовые аресты.

    В 1941 году немецкая армия подошла к Москве. Сокол был расположен в самом начале Волоколамского пути, откуда наступали немцы. Осенью 1941 года Сокол стал частью второй линии обороны на границе Москвы: женщины и дети пилили сосны парка для сооружения оборонительной линии вдоль Окружной железной дороги и в самом посёлке. Баррикада с амбразурами, противотанковым рвом и надолбами протянулась через всю территорию посёлка. На посёлок упало 13 фугасных бомб. Несколько строений сравняли с землёй, бомба попала в бомбоубежище дома №17 по улице Сурикова и убила пятерых членов семьи Шатиловых.

    После Великой Отечественной войны жильцов посёлка насильно уплотнили, их дома превратили в коммуналки согласно нормам 6 метров на человека.

    В 1946-1948 гг. все дома посёлка подключили к городской канализации (до того были выгребные ямы) и установили на кухнях газовые плиты.

    В начале 1950-х годов, когда в Москве развернулось массовое жилищное строительство, посёлок «Сокол» оказался под угрозой сноса. Началась борьба жителей посёлка за его сохранение, ведь его территория всегда представляла «лакомый кусок» для застройщиков.

    В 1979 году Моссовет принял архитектурно-планировочный комплекс «Сокол» на государственную охрану как «памятник градостроительства первых лет советской власти».

    Посёлок стал третьим в списке памятников того периода истории, после Мавзолея и Северного речного вокзала. Это защитило его от сноса, но не дало средств для поддержания и ремонта. Райисполком написал что 15 лет не может финансировать содержание посёлка, и до 1989 года жители сами подметали улицы.

    В 1989 году жители посёлка приняли решение воссоздать территориальное общественное управление (ТОС) с целью сохранения «Сокола». К тому времени, когда организовали самоуправление, в 6-ти домах вышло из строя отопление, на половине домов текли кровли, в посёлке не осталось ни одного дворника, а у района не было средств на ремонтные работы.

    Общественность посёлка создала агентство «Сокол», которое оказывает юридические, бухгалтерские и организационные услуги коллективам работников и отдельным лицам, выполнявшим работы по договорам. По уставу агентства его создатели работали в нём на общественных началах, а вся прибыль от деятельности направлялась на ремонт и благоустройство посёлка.

    Самоуправление сумело подготовить к зиме 1989 года все дома посёлка. В 1991 году Совет «Сокол» добился передачи на баланс самоуправлению жилых и части нежилых строений на территории памятника. На 75-летие посёлка был создан музей посёлка «Сокол». Директор музея - Екатерина Михайловна Алексеева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.

    В 2013 году посёлку исполнилось 90 лет. За те годы, что прошли с начала строительства, посёлок оказался практически в центре мегаполиса и чудом сохранился до наших дней. В настоящее время в посёлке «Сокол» насчитывается 117 домов. В них по-прежнему живёт немало известных людей.

    Сейчас посёлок «Сокол» это ещё и круглосуточно открытый городской парк с богатейшей коллекцией из тысяч единиц зелёных насаждений. Его улицы одно из любимых мест прогулок жителей окрестных микрорайонов. Здесь круглый год можно встретить на пленэрах студентов Московского художественного института имени Сурикова, Архитектурного колледжа и прочих художественных ВУЗов Москвы.

    Однако постепенно один за другим старые деревянные домики, которые помнят первых жителей посёлка уходят в небытиё, а их место занимают навороченные коттеджи новоиспеченных нуворишей, поражающие своим безвкусием и непредумышленным китчем. Визуальное насилие завершают пятиметровые заборы, которые лишают посёлок Сокол его ценности «памятника градостроительства первых лет советской власти». Теперь это памятник градостроительного беспредела, который творится здесь последние два десятилетия.

  • Архитектурные памятники посёлка Сокол

  • Алабяна улица, 8/2

    посёлок Сокол, Алабяна улица, 8/2, метро «Сокол»

    Дом в глубине яблоневого сада сохранил первоначальную застройку и внешний вид.


  • Левитана улица, 4

    посёлок Сокол, Левитана улица, 4, метро «Сокол»

    Жилой дом 1923-1933 гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.


    В 1935 году этот дом пострадал и попал в сводки новостей. 18 мая 1935 г. в небе над посёлком «Сокол» в результате столкновения с истребителем сопровождения произошло крушение крупнейшего советского самолёта АНТ-20 «Максим Горький». Обломки самолётов упали на посёлок. Все находившиеся на борту самолётов погибли, но среди жителей посёлка жертв не было.


  • Дом-мастерская художника А.М. Герасимова

    посёлок Сокол, Левитана улица, 6А, метро «Сокол»

    Здесь жил народный художник СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.).

    Дом построен 1936 году по проекту А.М. Герасимова.


  • Левитана улица, 10

    посёлок Сокол, Левитана улица, 10, метро «Сокол»


  • Левитана улица, 20

    посёлок Сокол, Левитана улица, 20, метро «Сокол»

    Жилой деревянный дом 1930-х гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Одно из немногих строений, сохранивших свой первоначальный вид.


  • Здание комплекса железнодорожной станции «Серебряный Бор»

    посёлок Сокол, Панфилова улица, 6А, метро «Сокол»

    Построено в начале XX века в стиле модерн под руководством автора ГУМа архитектора Александра Никаноровича Померанцева.

    Комплекс зданий железнодорожной станции «Серебряный Бор» с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок построили в 1908 году на Окружной железной дороге. Некоторые здания сохранили аутентичный вид, другие – частично или полностью утратили детали исторического оформления фасада. Железнодорожная станция «Серебряный Бор» Московской Окружной железной дороги была главным транспортным узлом посёлка Сокол – именно на неё ориентирована улица Врубеля (бывшая улица Центральная).


  • Сурикова улица, 3

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 3, метро «Сокол»

    Жилой дом 1930-х гг. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Один из узнаваемых проектов жилого дома, автором которого являлся архитектор Н.В. Марковников.


  • Верещагина улица, 2/8

    посёлок Сокол, Верещагина улица, 2/8 (Сурикова улица, 8/2), метро «Сокол»

    Двухэтажный жилой дом 1929 года постройки. Архитектор И.И. Кондаков.


  • Сурикова улица, 9/1

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 9/1, метро «Сокол»

    Деревянный дом 1924 г. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.


  • Двухэтажный шестиквартирный дом

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 14/2, метро «Сокол»

    Построен в 1930-х гг. Архитектор Н.С. Дюрнбаум. Снесён в начале 2009 года.

    Двухэтажный шестиквартирный дом был построен в 1930-х гг. для организаций «Заготзерно» и «Мосхлеб». До войны на крыше дома был устроен бассейн. Здесь жил киноактёр Всеволод Сафонов. Снесён в начале 2009 года. В настоящее время на его месте стоит особняк, не имеющий ничего общего с исторической застройкой посёлка.


  • Центральная площадь посёлка «Сокол» («Площадь Звезды»)

    посёлок Сокол, Центральная площадь, метро «Сокол»

    Образована на пересечении улиц Поленова, Сурикова, Шишкина.

    В разных частях площади размещены: гранитный памятник жителям посёлка Сокол, погибшим в Великую Отечественную войну, памятный знак в виде цифр, которые отображают количество лет со дня основания посёлка и детская площадка.


  • Сурикова улица, 16/7

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 16/7, метро «Сокол»

    Жилой дом 1923 г. постройки. Архитектор Н.В. Марковников.

    Фасад дома обращён на центральную площадь посёлка – площадь Звезды. В саду произрастает дивный виноград и цветы.


  • «Сторожевая башня» братьев Весниных

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 19/5 (Поленова улица 5/19), метро «Сокол»

    Жилой 2-х этажный дом 1923–1924 гг. постройки. Архитекторы братья Веснины.

    Четыре жилых дома в виде двухэтажных сторожевых башнен по проекту братьев Весниных украшали начало и конец улицы Поленова. Этот дом, обращённый к центральной площади посёлка, подвергся переделке для нового владельца по проекту архитектора посёлка Михаила Александровича Посевкина в 2000-х гг. с соблюдением исторических пропорций.


  • Сурикова улица, 21

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 21, метро «Сокол»

    Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крыше построен по проекту архитектора Виктора Веснина в 1923–1924 гг.

    Вологодская изба архитектора Виктора Веснина также является «визитной карточкой» посёлка.


  • Сурикова улица, 21А

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 21А, метро «Сокол»

    Экспериментальный двухэтажный жилой дом из красного кирпича. Архитектор З.М. Розенфельд.


  • Сурикова улица, 22/2

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 22/2, метро «Сокол»

    Деревянный двухэтажный жилой дом. Построен в 1923–1924 гг. Архитектор Н.В. Марковников.

    Деревянный двухэтажный жилой дом - своего рода «визитная карточка» посёлка «Сокол».


  • Дом, в котором жил архитектор В.А. Веснин

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 23/2, метро «Сокол»

    Бревенчатый жилой дом 1924 года постройки. Архитекторы братья Веснины.

    В этом двухэтажном бревенчатом доме с ломаной четырёхскатной крышей жил архитектор Виктор Александрович Веснин.


  • Дом, в котором жил художник-график П.Я. Павлинов

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 23Б, метро «Сокол»

    Бревенчатый жилой дом. Построен в 1925 г. Архитекторы братья Веснины.

    В этом доме с 1925 по 1966 гг. жил художник-график П.Я. Павлинов (1881–1966 гг.).


  • Дом семьи художников-скульпторов Файдыш-Крандиевских

    посёлок Сокол, Сурикова улица, 29/6, метро «Сокол»

    Построен в 1930 году. Архитектор Н.В. Марковников.


О жилых районах Москвы, таких разных, как разные города и при этом совершенно неизведанных для многих жителей Москвы. Старожил может с довоенных времен жить в городе знать центр и свой район, но при этом даже для человека, прожившего много десятилетий в городе, некоторые районы как белые пятна на карте, он в них никогда не бывал, и ничего не слышал.

Жилые кварталы, с одной стороны, кажутся скучными и типовыми, а с другой — многие из них уже имеют свою богатую историю и достопримечательности. Именно в жилых районах массовой застройки и проживает абсолютное большинство москвичей.

Сегодня мы предлагаем прогуляться по осенним районам Сокол и Аэропорт. Оба района уже давно стали историческими, да и периферией их уже назвать сложно. В этих районах есть и деревенские дома, и небоскребы, и остатки советской роскоши, и новые реалии.

Прогуляться по Соколу и Аэропорту, посмотреть местные достопримечательности и особенности —>

Поселок строился в 1920-х. В те годы Москва еще до этих мест не доросла, и рядом было лишь село Всехсвятское, от которого осталась лишь церковь за вестибюлем м.Сокол.

В 2011 г. поселку исполнилось 88 лет. Так эти цифры до сих пор и стоят на центральной площади.

Несмотря на относительную молодость поселка никто уже точно не может рассказать о происхождении его названия. Чаще всего говорят, что кооператив 1920-х, состоявший из в основном из художников и технической интеллигенции, сначала должен был получить землю в Сокольниках и поэтому назвался «Сокол», но потом по какой-то причине землю окончательно выделили рядом с селом Всехсвятским. Поэтому и пошло такое дублирование, Сокол и Сокольники, в совершенно разных сторонах Москвы.


Есть свой сельсовет с музеем, как в любом порядочном уездном городке


Вид поселка Сокол в 1920-х. Тогда его еще окружал лес, сейчас же поселок зажат между типовой застройкой окружающих районов.

В поселке осенью тихо и уютно. Вот, например, интересный дом работы архитектора Веснина:


Эдакая смесь дачного дома и деревянных изб русского севера.

Здесь любят прогуливаться не только местные, но и жители близлежащих районов

А в этом голубом доме помещался поселковый детский сад, в котором поначалу по штату была только одна воспитательница, а остальную работу делали мамы детей по очереди:


Детский сад поселка Сокол на прогулке.


А в этом доме жил и работал скульптор Андрей Файдыш, автор, в частности, монумента покорителям космоса у м.ВДНХ

Названия улиц в поселке художников — отдельная песня. Улицы Сурикова, Поленова, Врубеля, Левитана, Шишкина… Здесь же находится самая короткая улица Москвы — ул. Венецианова:


Единственный указатель улицы висит на столбе, машина стоит в самом конце тупиковой улицы, при этом поскольку это официальная отдельная улица заботливые власти нарисовали через нее переход-зебру.


Ширины улицы Венецианова едва хватает на одну машину.

По поселку Сокол можно гулять весь день, а про его историю писать книги, а мы тем временем пересекаем Ленинградский проспект и идем в сторону Балтийских улиц за вторым выходом из метро Сокол.


В Головановском переулке сохранились конструктивистские корпуса общежитий для студентов, выстроенные к 1935 г. также за городом в районе села Всехсвятского.

От бывшего обширного студенческого городка, правда, из 8 корпусов с благоустроенной территорией сохранились лишь 4, да памятник Ленину с поросшим травой фонтаном

На месте же других корпусов в 2000-х выросли два огромных жилых корпуса.

Пройдем между ул.Часовой и ул.Усиевича дальше к Амбулаторному пруду и кинотеатру Баку, который реконструировал зрительный зал, но при этом остался таким ностальгичским, советским, с женщинами неопределенного возраста в кассе и собраниями различных районных организаций.

В кинотеатре «Баку» идут такие же фильмы, как и в других кинотеатрах Москвы, а вот оформитель в штате остался, видимо, еще со старых времен.

В сквере у Амбулаторного пруда в 2005 году при поддержке азербайджанской общины местные власти решили установить памятник бывшему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву. На месте уже начались работы по закладке фундамента, и был частично изготовлен постамент, что стало полнейшей неожиданностью для местных жителей, которые начали устраивать акции протеста и активно собирать подписи против памятника. В результате работы были остановлены, площадка так и осталась с плиткой, а на незавершенный постамент через какое-то время водрузили вазу.

Здесь же около кинотеатра «Баку» и амбулаторного пруда находится известный на всю Москву Ленинградский рынок.

Бывалые таксисты и водители рассказывали, что еще в советское время сюда удобно было завозить иностранцев по пути в Шереметьево-2, чтоб те купили икры и водки.


Рынок реконструировали не так давно, но изменился он мало. Только если прилавки теперь не пустые.

Сравните с фото конца 1980-х:

Вокруг крытого павильона Ленинградского рынка идет торговля всем, чем только можно.

Отсюда же открывается один из лучших видов на новодел под сталинский высотки со странным названием Триумф-палас (кстати, см. ).

Здесь работают очень приветливые люди:


Вид улицы в конце 1960-х

Нынешний вид улицы:

Начиная от м.Аэропорт вдоль улицы Усиевича, параллельной Ленинградскому проспекту, до самого рынка идут типовые дома, в которых однако селились преимущественно члены Союза советских писателей, союза композиторов и прочие ответственные работники культуры. В доме на переднем плане, например, более 30 лет прожил композитор Микаэл Таривердиев

В этом доме в том числе родились всем известные мелодии из «Иронии судьбы» и «Семнадцати мгновений весны»

Здесь на улицах и люди какие-то другие. При этом — это самый богатый на заборы район Москвы. Все дворы привилегированных домов закрыты на домофон, а внутри самих дворов встречается еще по нескольку рядов заборов. См. фото:

Зайдем в один из закрытых дворов у м.Аэропорт.

Двор как двор, да только в этом доме 1958 года в свое время проживали Всеволод Санаев, Георгий Юматов, Леонид Гайдай, Надежда Румянцева, Михаил Глузский, Любовь Соколова, Майя Булгакова, Мария Виноградова, Иван Рыжов, Татьяна Пельтцер.

Мемориальная доска есть только у проживавшего здесь же Юрия Дурова

Двор до сих пор уютный и благосутроенный

Этот двор, как и другие дворы района Аэропорт, внутри имеет еще несколько рядов заборов. Обходим один из внутренних заборов и тут же натыкаемся на милый дачного вида забор

За ним скрывается совершеннейшая изба, каким-то чудом сохранившаяся с тех времен, когда и Москвы-то тут не было:

Это дом летчика-испытателя Александра Ивановича Жукова (1895–1980). Предполагаем, что о нем даже не все местные жители знают. Чтобы сделать эту фотографию и хоть одним глазком увидеть этот дачный быт в нескольких сотнях метров от шумного Ленинградского проспекта нужно сначала проникнуть в закрытый двор (из которого дом также не виден), а затем преодолеть еще заборы внутри этого двора.

А еще в 1940-х и 1950-х этот район выглядел совершенно по-деревенски

Снаружи дома у одного из офисов стоит забавный артефакт (арт-объект?)

Подойдем к торговому центру у м. Аэропорт. Здесь также стоят ничем не привлекающие внимание типовые дома. Только если шедевры написания рекламных текстов бросаются в глаза.

При этом дом был построен в 1957 г. как кооператив «Московский писатель»

Здесь же проживал и бард Александр Галич. Этот дом упоминает Владимир Войнович в книге «Москва 2042», рассказывая о сборе отходов:

Правда, при социализме с этим делом было гораздо лучше. Мы собирали крошки, объедки, писали об этом в центральных газетах, выступали по телевидению, и результат все-таки какой-то был.
Я рассказал Искрине, что даже в нашем писательском доме у метро «Аэропорт» на каждом этаже стояли ведра для пищевых отходов. Запах, конечно, был неприятный, но все понимали, что дело нужное и полезное. А теперь это вообще поставлено на широкую ногу.

Зайдем в закрытый двор:

Дом типовой, а подъезды помпезные, с козырьками с претензией и деревянными дверьми как в лучших сталинских домах

Рядом с писательским домом уже совсем близко к м.Аэропорт и одноименному торговому центру стоит Дом киноработника, постройки 1967 г.

Здесь с 1967 (с года постройки дома) и до смерти в 1979 г. проживал известный военный писатель и поэт Константин Симонов.

Интересный факт: изначальное имя Константина Симонова — Кирилл, но поскольку у него были проблемы с дикцией, в особенности с произношением Р и Л, то незадолго до отправки на фронт он сменил мучавшее его имя, но более удобное для произношения.

На излете Советского Союза в 1986 г. на площади перед м.Аэропорт поставили памятник непримиримому борцу с фашизмом, немецкому коммунисту Эрнсту Тельману, а уже в пост-советское время на пустынной площади за спиной коммуниста возвели большой оплот капитализма.

Памятник Тельману перед открытием в 1986 г. Нет еще торгового центра и виден Дом коиноработника

Но отъедем чуть в сторону от м.Аэропорт

Во дворах улицы Черняховского, идущей прямо от метро вглубь района и пересекающей перекресток Часовой и Планетных улиц можно найти заброшенную типовую АЗС 1960-х с будкой и «грибками», под которыми располагались колонки. После перестройки района АЗС находится во дворах вдали от улиц.

Такую же АЗС только в рабочем виде можно посмотреть на Волхонке ровно напротив Храма Христа Спасителя. Единственно, заправляются там только служебные машины Кремля и ФСБ.

\

Одной из современных достопримечательностей района стал огромный жилой муравейник «Аэробус» постройки 2004-2006 гг.


Кто мечтает жить в стенах с бесконечным рядом окон — тому сюда.

Вроде обычная фотография:

Но из-за нее на нас накинулись 5-6 охранников с требованиями удалить фото, оттеснили в угол и не давали уйти. Пришлось вызывать наряд полиции, который проявил чудеса адекватности и вызволил нас из плена. Конечно же, охранники сразу выложили всю информацию, которую по идее не должны выкладывать. Оказывается, здесь в районе этих окон проживает какой-то депутат Госдумы. Теперь и вы знаете.

А, казалось, такой приличный дом.

Рядом во дворах улицы Часовая можно обнаружить старый хлебозавод

Со старыми воротами, старой трубой, старым знаком и новым логотипом:


Практически подпадает под статью 329 УК РФ Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации.

Двор рядом с хлебозаводом обзавелся оригинальной оградой палисадника из списанных приводных цепей конвейера

И, конечно, при хлебозаводе продают булки по госцене

Здесь же в глубине дворов, вдали от магистралей тишь да гладь. Коптевский пруд, голубятни и практически ничего не изменилось с 1960-х

Здесь мы и завершаем нашу прогулку по одному из самых приятных жилых районов Москвы.

Спасибо компании Volkswagen за предоставленный Volkswagen Touareg Hybrid . .

ВАЖНО! Нам нужна помощь!


Раз-два в месяц мы выпускаем публикации про разные спальные районы Москвы. Будем рады любой помощи и спонсорским предложениям.

Если вы знаете старожилов этих районов, можете провести на крыши, в закрытые помещения, просто интересно рассказать о своем районе и показать никому неведомые и известные только вам достопримечательности, то пишите на

«Сокол» - станция метрополитена Москвы в составе Замоскворецкой линии. Находится между станцией «Аэропорт» и станцией «Войковская». Станция «Сокол» проходит непосредственно под Ленинградским проспектом на участке развязки с Ленинградским и Волоколамским шоссе. Это Северный административный округ Москвы, территория районов «Аэропорт» и «Сокол».

История станции

Построить линию метро, которая бы заканчивалась во Всехсвятском, планировали еще в 30-х годах двадцатого века. Строительство осуществлялось открытым способом. Запустили станцию 11 сентября 1938 года. Правда, тогда был задействован лишь один вестибюль - наземный, который находился в окружении обычных сельских домов. В военные годы, как и другие станции метро, станция «Сокол» была бомбоубежищем .

По прошествии Великой Отечественной войны открыли западный вестибюль, расположенный около Церкви Всех Святых. Со временем на станции достроили дополнительные лестницы, построили выход в подземный переход, который проходит под Ленинградским проспектом.

Конечной станция «Сокол» перестала быть в конце 1964 года. В конце ХХ века из-за плохого технического состояния достроенные когда-то дополнительные лестницы полностью демонтировали.

История названия

Название «Сокол» станция получила благодаря находящемуся в полукилометре району «Сокол», который построили в 20-е годы двадцатого века. Это был первый кооперативный жилой поселок в Москве. Ранее на его территории размещалось крупное село Всехсвятское. Впрочем, название «Всехсвятское» для станции во время пропаганды абсолютного атеизма было неприемлемо. Идея переименования ее во «Всехсвятское» появилась лишь в 1992 году. Инициаторы аргументируют, что это более подходящее название для станции, которая расположена как раз в центре тогдашнего села. Но идею с переименованием пока не реализовали.

Описание станции

Зал станции «Сокол» отделан мрамором под названием «коелга», на путевых стенах тоже мрамор, но биробиджанский. Пол выстелен гранитными плитами красного и серого цвета.

Зал станции имеет два параллельных свода. Их поддерживают боковые стены и единственный ряд колонн. В облицовке нижней части колонн и стен станции используются элементы белого мрамора и агамзалинского оникса из Армении. Колонны расширяются кверху и образуют купола. В куполах есть углубления из агамзалинского оникса , в которых расположены скрытые светильники. С помощью этого приема станция освещается ровно.

Зал станции на две равные части делится поперечным мостиком, из которого на платформу ведут две широкие лестницы.

Приметно, что эта станция некоторым образом приспособлена для удобства людей, имеющих ограниченные возможности. Эскалаторов на станции нет. Лестница в западном вестибюле имеет колясочный спуск и контрастные полосы для плохо видящих людей. Впрочем, лестница, ведущая на платформу, обычная, и таких приспособлений не имеет. А лестничный марш, ведущий в подземный переход, оснащен полозьями для колясок и сумок-тележек.

Технические характеристики

Станция «Сокол» построена по специальному проекту, который разработали архитекторы Ю. Яковлев и К. Яковлев. По своей конструкции она нехарактерна для Московского метрополитена, поскольку является двухпролетной станцией мелкого заложения (на глубине почти 10 метров). Свод станционного зала имеет форму купола с углублениями. Его высота - 4,5 метра. Свод поддерживают колонны, выстроенные в один ряд, и стены тоннеля.

Станция «Сокол» является одной из наиболее жарких станций Московского метрополитена. Например, летом 2010 температура воздуха здесь достигала 33,5 градусов по Цельсию.

За станцией есть ответвления от главных путей. Они ведут в депо «Сокол», которое обслуживает Замоскворецкую линию. Кроме того, эти ответвления иногда используют для оборота составов. Особенностью главного путепровода также является то, что на пути к «Войковской» после проезда стации «Сокол» он не прямой, а поворачивает направо. Это нетипично для московского метро. Но ввиду недостаточной ширины станции именно так были вынуждены расположить служебные пути. Подобное еще можно увидеть на станциях «Сокольники » и «Партизанская ».

Вестибюли и пересадки

«Сокол» имеет два наземных вестибюля. Проектировали их разные архитекторы, поскольку построены они в разное время.

Восточный вестибюль являет собой полукольцо с раздельными входами и выходами в торце. В центре - гранитный фонтан. Северный вестибюль построен в форме буквы «П». В начале ХХІ века в центре павильона построили магазин, а само здание приспособили для людей, имеющих ограниченные возможности. Кроме того, модернизировали сигнализацию, системы пожаротушения и оповещения.

Достопримечательности

Главная достопримечательность в районе метро «Сокол» - Храм Всех Святых во Всехсвятском.

Каменная церковь во имя Всех Святых была построена в конце ХVII века по инициативе боярина Ивана Милославского. Храм дал официальное название селу. Позже село стало собственностью грузинского царевича Александра, с которым обручилась единственная дочь боярина Дарья.

Церковь построена в стиле раннего барокко. Внутри стены церкви полностью расписаны. Храмовая икона «Собор Всех Святых» исполнена в васнецовском стиле. Она находится над резным иконостасом. Иконостас трехъярусный, бело-кремовый с позолотой. При храме есть колокольня. Она находится под пятиградусным наклоном из-за песчаной почвы и протекающей вблизи речки.

Церковь не раз перестраивали и расширяли. В 20-х годах двадцатого века храм пытались закрыть и оборудовать на его территории клуб. Хотя недействующим он был лишь в 1939-1945 годах, когда публично сожгли иконостас и разместили там военный склад. А в 70-х годах двадцатого века церковь Всех Святых имела самый большой приход.

В начале ХХІ века храм отреставрировали и достроили двухэтажный дом, где разместили воскресную школу и церковную лавку.

При церкви Всех Святых было старинное кладбище, где похоронено много представителей грузинских княжеских родов. Поговаривают, что здесь также покоится тело грузинского писателя Сулхан-Саба Орбелиани. Уничтожили кладбище в конце ХХ века. Одна из версий - здешним высокопоставленным жильцам не нравилось видеть из окна кладбище. Сохранились лишь несколько надгробных плит.

Наземная инфраструктура

Этот район считается одним из наиболее престижных в столице, следовательно, инфраструктура развита отлично, и здесь есть все заведения, необходимые для комфортного быта. Вблизи станции есть скверы, парки, развлекательные заведения.

Полезные факты

Время открытия станции «Сокол» - 5:20 утра. Первый поезд к станции «Речной вокзал» отправляется в 5:54. Первый поезд в направлении метро «Красногвардейская» отходит с «Сокола» в 5:28.

Станция «Сокол» имеет репутацию «нехорошего места». Сотрудники метро рассказывают, что нередко чувствуют проявление каких-то потусторонних сил. Возможно, это происходит потому, что станция построена на месте, где во время Красного террора расстреляли массу людей.

Метро «Сокол» также время от времени фигурирует в сводках московских происшествий. Здесь несколько людей попали под поезд, иногда с летальным исходом. Известен также случай, когда в 2006 году в тоннель провалилась бетонная свая и повредила один из вагонов поезда. Тогда люди не пострадали.

Станция метро «Сокол» была открыта 11 сентября 1938 г. (только с Восточным вестибюлем) и на тот момент являлась конечной станцией Горьковско-Замоскворецкой линии.

Станция получила свое название от расположенного неподалеку поселка Сокол, хотя располагалась в центре бывшего села Всехсвятское (вошло в состав Москвы в 1917 г.). По первоначальному проекту станция так и называлась, но по идеологическим соображениям от этого названия отказались.

Конструкция, использованная при постройке станции, не характерна для московского метро. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения (10 м.). Перед проектировщиками стояла трудная задача, обусловленная особенностями данной станции. Предполагалось, что пассажиропоток на данной станции будет невелик, в связи с этим платформа была запроектирована небольшой ширины - всего 8 м. У архитекторов было два возможных решения такой станции: односводчатая или с колоннадой по центральной оси. Братья К.Н. и Ю.Н. Яковлевы остановили свой выбор на одноколонном решении. Однако колонны были использованы как цокольные опоры под горизонтальные своды, поставленные на расстоянии 7,4 м. В результате получился перронный зал, представляющий собой два параллельных свода, которые опираются на центральный ряд опор и на боковые стены. Массивные у основания колонны кверху расширяются, а пролеты между опорами превращаются в купола. Такое композиционное решение не делит станцию на две части, а шатрами объединяет ее в одно целое, делает ее законченной и органичной.

Перронный зал как бы разделен поперечным мостиком на две части; он соединяется с платформой широкими лестницами.

Интересная деталь: раньше освещение станции происходило только за счет световых колец-рефлекторов, которые расположены под куполами и скрыты кусками прозрачного оникса. Так достигалось равномерное освещение станционного зала. Позже были установлены дополнительные прожекторы.

Восточный вестибюль выполнен в виде самостоятельного павильона, который должен был занять центральное место курдонера (открытого на улицу парадного двора), образуемого П-образной будущей застройкой. Однако этот проект так и не был реализован. Павильон задуман архитекторами Яковлевыми в виде полукольца, где раздельные вход и выход находятся на торцах здания. В них расположены лестницы, соединяющиеся в подземном кассовом зале. Затем по подземному переходу вы попадаете на мостик, который находится в станционном зале. Полукруглые стены павильона имеют большие оконные проемы.

Западный вестибюль был открыт 21 декабря 1949 г. Это двухэтажное П-образное здание, также с раздельными входом и выходом и лестницами, которые сходятся в кассовом зале. В его центре расположена массивная колонна.

В годы Великой Отечественной войны эта станция метро служила бомбоубежищем.

В настоящее время это выявленный объект культурного наследия.