Если мобильное приложение. Мобильное приложение для бизнеса: от идеи до стоимости

«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Я предпочитаю мобильные приложения, мне они кажутся более безопасными, чем сайты. Активно использую приложения банкинга, предпочитаю не заходить в счета из браузера»

GetGoodRank продолжает исследование доступности брендов с мобильных устройств. Одним из способов представить компанию целевой аудитории является мобильное приложение. В данном обзоре мы попытаемся определить, что же выгоднее для бренда: мобильный сайт или мобильное приложение.

Инсайты из исследования IAB «App Gap»

  • Мобильные пользователи проводят 88% времени в приложениях и только 12% времени в браузерах.
  • Только 18% пользователей утверждают, что для них мобильное приложение преимущественнее мобильного сайта.
  • 54% пользователей используют браузер и поиск для удовлетворения информационных запросов, в то время как для шоппинга (22%), просмотра видео (около 33%), доступа к онлайн банкингу (40%) предпочитают приложения.
  • 64% пользователей утверждают, что приложения гораздо удобнее сайтов. 42% пользователей наоборот считают сайты удобнее приложений.
  • 49% пользователей избегают мобильных приложений ввиду дополнительной платы за пользование.
  • 19% пользователей отдают предпочтение приложениям, потому что они работают без активного интернет соединения.
  • 19% пользователей говорят, что многие сайты плохо просматриваются на мобильных устройствах.
  • 26% пользователей отказываются от мобильных приложений в пользу сайтов ввиду отсутствия свободной памяти на устройстве.

Ознакомиться с полной версией отчета можно .

Мобильные сайты vs мобильные приложения

Интерфейс

Мобильные сайты предлагают традиционные интерфейс, в то время как приложения - максимально приближенный к стандартным интерфейсам приложений операционной системы. Это проще для понимания пользователей.

С другой стороны операционные системы задают свои стандарты, которых придется придерживаться при создании приложения.

Быстродействие

Мобильные сайты загружаются медленнее приложений. Мы приводили результаты , как время загрузки влияет на настроение пользователей.

Активные пользователи готовы ждать загрузки сайта не более 6 секунд.

Отклик приложения также влияет на взаимодействие. Если приложение грузится медленно, пользователь удалит его не задумываясь.

Обновления, исправление ошибок

Исправить ошибки на сайте или обновить ресурс проще. Обновленная версия становится сразу доступной пользователю, тогда как исправление ошибок возможно только в следующей версии приложения. Для этого пользователь должен самостоятельно обновить приложение (используются уведомления). Однако повлиять, тем более принудить пользователя к обновлению практически невозможно.

Интеграция с мобильным устройством

Мобильный сайт остается в браузере, тогда как приложение получает доступ к большинству требуемых функций смартфона/планшета.

Интернет-соединение

Сайт доступен пользователю только при наличии активного интернет-соединения, а приложение может кэшировать данные и обновлять библиотеки при появлении интернет соединения. При этом контент, функционал остаются доступными пользователю без интернет-соединения. Скорость интернета таким образом не влияет на пользовательский опыт.

Фрагментация

Сайт создается для всех мобильных платформ. При этом важна правильная кроссбраузерная верстка и оптимизация под различные экраны.

Для разных мобильных платформ потребуются разные версии приложений.

Человеко-ресурсы

Найти толковую команду для создания, оптимизации, продвижения и технической поддержки сайта проще, чем опытных разработчиков мобильных приложений, которые учтут при создании требования мобильных операционных систем, специфику целевой аудитории, конкуренцию в сегменте.

Сайты дешевле, приложения обходятся дороже.

Публикация

Сайт размещается на сервере, регистрируется в поисковых системах и сразу становится доступным пользователям по ссылке.

Приложения вне мобильных маркетов (AppStore, Google Play) не вызывают доверия. Поэтому размещать их необходимо там. Маркеты выступают своего рода «гарантами» качества приложений, но за это накладывают существенные ограничения на платные функции. Согласование размещения приложения на маркете - процесс трудоемкий и длительный.

Конкуренция

Конкуренция сайтов в поиске высока, пользователю доступны тысячи сайтов из выдачи одновременно.

Конкуренция среди мобильных приложений еще не столь высока. Выбрав приложение в маркете, установив его на устройство, пользователь ограничивается от других подобных сервисов, что существенно повышает вероятность покупки в приложении (in-app purchase). Однако стоит учитывать, что рынок приложений активно растет. С ним растет и конкуренция.

Охват аудитории

Охват пользователей мобильными сайтами значительно больший за счет присутствия сайта в поиске, возможности поисковой оптимизации, доступности с любого типа устройства. Алгоритмы поисковых систем более знакомы вебмастерам, чем формулы ранжирования магазинов приложений.

Приложение, равно как и сайт, необходимо оптимизировать и продвигать в поиске маркета. Приложения для разных платформ продвигаются в разных маркетах, что, соответственно, удваивает расходы. Если приложение разработано только под одну мобильную платформу, то это существенно уменьшает охват целевой аудитории.

Стоимость выхода на рынок (помимо разработки)

Для сайта ограничивается оплатой доменного имени и хостинга. Для запуска мобильного приложения необходима лицензия App Store, Google Play Market.

Доступность

Сайт доступен всем пользователям без ограничений по клику. А приложение доступно лишь тем, кто согласился с условиями использования (неточная, подозрительная формулировка, запрос доступа к функциям устройства и личным данным могут отпугнуть пользователя).

Использование

Мобильный сайт доступен всегда, а для использования приложения необходимо скачивание и установка.

Поиск

Пользователям привычнее задавать вопросы поисковым системам, чем обращаться в маркеты приложений для поиска решений. Пользователи обращаются в маркеты за конкретными решениями (определенный мессенджер — Whatsapp, Viber, музыкальный плеер, приложение социальной сети — Facebook, Instragram).

Расшариваемость

Это возможно только в браузерной версии Google Play:

Поддержка

На мобильном сайте легко исправить ошибки сразу после их обнаружения (это позволяет предупредить негатив со стороны пользователей). Легко контролировать пользовательский опыт: все данные отображаются в Яндекс.Метрике и Google Analytics).

В мобильном приложении сложно контролировать пользовательский опыт (к примеру, из-за оффлайн использования), а ошибки можно исправить только путем обновления приложения.

Когда сайт более оправдан?

Есть ситуации, когда мобильная версия сайта считается более целесообразным решением:

  • основная задача сайта - информирование потребителя о бренде, товаре, услуге, но не продажа
  • бюджет компании не позволяет поддерживать разные приложения для разных мобильных платформ, либо оба решения (сайт+приложение)

Вместо выводов

Мобильная версия сайта - наиболее рациональное решение. Установка приложений ограничивается памятью мобильного устройства. Использование сайта не задействует дополнительные ресурсы.

Наличие мобильного приложения не исключает необходимость мобильной версии сайта.

Мобильное приложение становится рациональным решением в случае низкой конкуренции (если конкурентные бренды представлены исключительно мобильными сайтами).

Разработка, тестирование, запуск и продвижение мобильного приложения - процесс длительный и трудоемкий, целесообразнее изначально адаптировать сайт под мобильные устройства, чтобы не терять мобильный трафик.

Исследование американского рынка мобильных пользователей показывает, что юзеры чаще кликают на рекламные объявления на мобильных сайтах, чем в приложениях:

Пользователи, ориентированные на приложения учитывают простоту, отсутствие оплаты за использование, функционирование без интернет-соединения, объем памяти, который займет приложение.

  • Разработка мобильных приложений ,
  • Разработка под Android
  • Данное эссе дает обзор аргументов, приведенных в различных статьях для принятия решения, какую платформу выбрать при разработке проектов для мобильных устройств. В конце приведена попытка составить схематический итоговый алгоритм выбора платформы.

    Определения

    Существует два направления технической реализации проектов для мобильных устройств: мобильный web сайт и мобильное приложение.

    Мобильным web сайтом будем считать специализированный сайт, адаптированный для просмотра и функционирования на мобильном устройстве. Сайт может включать в себя интерактивные компоненты с использованием JavaScript, HTML5, новых API браузеров. В этом случае такую реализацию называют web-приложением. Далее, чтобы избежать путаницы любой вариант, работающий внутри браузера мобильного устройства, будем называть web-сайтом.

    Мобильное приложение – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность.

    Существует еще третий вариант – мобильное приложение, включающее в себя компонент браузера. В этом случае часть мобильного приложения чаще всего используется для навигации и интергации с ОС, а web-компонент – для показа контента. Обычные пользователи не могут зачастую отличить такой вариант от нативного мобильного приложения.

    Аргументы

    Интерфейс

    Одним из первых аргументов, которые приводят сторонники приложений – наиболее близкий к ОС и привычный для пользователей интерфейс. Действительно мобильное приложение наиболее тесно интегрировано с платформой и дает реализовать привычный отзывчивый интерфейс. С другой стороны web сайт с помощью хорошего форматирования и использования JavaScript может дать вполне понятный метод взаимодействия. На текущий момент отзыв web сайта значительно уступает приложению, но мощность мобильных устройств продолжает расти и сами браузеры существенно меняются в лучшую сторону. Кроме того, различные версии мобильных ОС могут диктовать свои стандарты, которых приходится придерживаться. При этом некоторые нововведения могут оказаться не совсем понятны обычным пользователям. Существенным в данном случае является то, что наиболее активными пользователями (теми кто выставляет рейтинг и делает комментарии в магазинах приложений) являются те, кто «фанатеет» от последних новшеств мобильной ОС. На это стоит обратить внимание при продвижении проекта – их можно использовать как союзников, помогающих распространению.

    Быстродействие

    Web сайт, а особенно интерактивный, существенно уступает приложению с точки зрения быстродействия. Браузеры мобильных устройств пока не могут порадовать высокой производительностью, кроме того, web-разработчики используют не самые оптимизированные версии библиотек (плохая реализация этих библиотек никак не сказывается на «больших» браузерах, поэтому с этим там можно смириться). Однако и приложение не всегда может радовать хорошим быстродействием – излишняя анимация, сложный интерфейс значительно снижают «отклик». Кроме того, для сложной графики и анимации приходится использовать языки более низкого уровня, разрабатывать или покупать отдельные специализированные библиотеки.

    Интеграция с платформой

    В этой области приложения далеко опережают сайт. В приложении существенно больше возможностей для доступа к устройству. Однако выше упоминался уже третий вариант, когда компонент браузера внедряется в приложение и в этом случае такая разница нивелируется. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям устройства из браузера через расширяющийся набор API.

    Наличие Интернет

    Web сайт запускается из браузера, поэтому требует постоянного соединения с сетью. Это не имеет значения, если проект реализуется исключительно как онлайновый. Однако даже в этом случае из-за особенностей мобильного доступа в Интернет переход между частями приложения (навигация) связана с неприятными для пользователя задержками. Возможно, использование API для хранения локальных данных решат эту проблему, но пока примеров такого применения найти не удалось. Мобильные приложения могут осуществлять работу без подключения, выполняя кеширование и обновление данных, если требуется, при появлении соединения. Но все же и приложению нужно подключение в подавляющем большинстве бизнес-решений.

    Фрагментация

    Для реализации проекта на всех или каких-то определенных платформах требуется разработать приложение для каждой из платформ отдельно, причем на каждой свои среда и язык разработки, свои стандарты интерфейса. В случае мобильного сайта одна версия должна покрывать потребности всех платформ. Так выглядит в теории. Но на практике оказывается, что браузеры на различных платформах функционируют по-разному. Приходится поддерживать либо несколько версий одного сайта, либо в коде подстраивать выдаваемый контент под текущий запрос. Существенные отличия в размерах экрана также сказываются и на верстке сайта.

    Ресурсы

    Существует такой аргумент, как наличие специалистов. Считается, что специалиста для разработки мобильных приложений очень трудно найти и требуется очень высокая оплата. Учитываем еще то, что под каждую платформу, скорее всего, потребуется отдельный разработчик. В то время как web разработчиков очень много и их услуги сравнительно меньше стоят. Видимо все зависит от конкретной ситуации и конкретного места. Если в наличие есть web-разработчик, то наиболее выгодным будет разработать именно web сайт, если есть мобильные разработчики, то вполне может оказаться не слишком затратным разработка приложения. Но опять же, зависит от проекта – если потребуется серверная часть (а она скорее всего потребуется), то опять же нужен будет web-разработчик, хотя возможно не такой высокой квалификации и трудоемкость его части будет существенно ниже.

    Публикация

    Приложения некоторых платформ «завязаны» на определенный магазин (AppStore, Windows Store). Даже если такой жесткой привязки нет, то пользователи все равно привыкли находить приложения в магазинах (Google Play). Такие магазины накладывают существенные ограничения на функции приложений (в первую очередь в области платных услуг), к тому же требуется значительно время на утверждение каждой новой версии. Со своей стороны web сайт доступен сразу, достаточно только открыть браузер и ввести адрес (хотя если присмотреться, то это довольно трудоемкое действие может оказаться). Новая версия web сайта доступна сразу на момент публикации. Возможность предоставления платных услуг никак не ограничивается. Опять же аргумент весьма своеобразный – с одной стороны ограничение и медленная публикация в магазине, с другой – в магазине уже есть огромное число пользователей и уже готовые системы для оказания платных услуг. Тогда как на сайт пользователей надо привести и оплата через сайт на мобильном устройстве остается очень трудоемкой процедурой.

    Большое внимание в последнее время уделяется аббревиатуре HTML5. Это понятие существенно отличается, если смотреть на него с маркетинговой или технической точки зрения.

    Технологически HTML5 это дальнейшее развитие языка разметки HTML. Однако сделан существенный шаг в сторону большей структуризации представления, нежели формата отображения. В язык добавлены большие мультимедийные возможности для проигрывания аудио и видео. Добавлена возможность работать с графикой. Существенно расширен язык форматирования CSS. В язык JavaScript добавлено несколько API для работы с графикой, локальными данными, мультимедийным контентом. Сам язык существенно переработан в сторону увеличения быстродействия. Стандарт HTML5 все еще находится в разработке и продолжает дополняться.

    С маркетинговой точки зрения HTML5 это гораздо более широкое понятие. Под ним понимают еще много дополнительных API в той или иной степени поддерживаемых различными браузерами, многие интересные расширения CSS (в первую очередь в области интерактивного отображения). Основой понятия является высокая интерактивность сайта, которая позволяет пользователям принимать его за нативные приложения.
    С точки зрения мобильной разработки существенно разделять обычный web сайт и сайт с использованием HTML5 не имеет смысла. Фактически стандартом любого сайта становится интерактивность в той или иной мере, реализованная с помощью JavaScript и новых API. Не целесообразно выделять отдельно разработчиков web сайта и разработчиков HTML5 – web разработчик должен свободно владеть технологиями HTML5 и использовать их в случае, если проект удобно реализовать с помощью последних разработок.

    Выводы

    Как оказывается, ни один из приведенных аргументов не склоняет чашу весов в ту или иную сторону. В каждом аргументе есть как преимущества, так и недостатки обоих вариантов решения. Третий, комбинированный, вариант тоже может решить часть проблем, но при этом порождает новые. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение исходя из текущей ситуации.

    С точки зрения экономии ресурсов самым предпочтительным вариантом выглядит web разработка. Главное – не погрязнуть в тонкостях реализации, предоставить наиболее полезные функции пользователям. Помнить, что главное – контент, а «красивости» (анимация, графика) отходят на второй план.

    Если планируется онлайн работа проекта как основной вариант взаимодействия с пользователем – безусловно, надо начинать с сайта, который может охватывать не только мобильных клиентов, но и пользователей стационарных компьютеров. В случае успеха можно далее реализовать отдельно мобильные приложения на выбранные платформы. Для большинства бизнес-приложений такой вариант наиболее подходит.

    Если проект предусматривает больше оффлайн работу и нацелен на мобильных пользователей, то тут стоит отдать предпочтение приложениям. Однако, как упоминалось выше, возможно web разработчик все равно потребуется.
    Для реализации игр и других приложений, требующих высокой производительности интерфейса вероятно дальновиднее реализовать через приложения. Существуют кросс платформенные библиотеки для разработки игр, которые позволяют на одном коде (или с минимальными изменениями) реализовать нативные приложения для различных платформ.

    Мобильные приложения могут создавать не только специализированные фирмы с высококвалифицированными программистами, но и рядовые пользователи. Какие инструменты им можно задействовать в этих целях? На что следует обращать внимание при разработке собственного ПО для мобильных девайсов?

    Предназначение мобильных приложений

    Прежде чем рассматривать то, с помощью каких инструментов разрабатываются мобильные приложения, как создавать их, изучим то, собственно, в чем может заключаться цель их выпуска исходя из того, в чем предназначение соответствующих решений. Мобильные приложения могут быть классифицированы на следующие основные разновидности:

    Информационные;

    Транзакционные;

    Коммуникационные;

    Мобильные версии компьютерного ПО - редакторы, просмотрщики, браузеры;

    Аналитические приложения и планировщики;

    Обучающие решения.

    Собственно, игры также являются мобильными приложениями, но чаще всего они выделяются в отдельную категорию программного обеспечения. Изучим более подробно то, что представляют собой отмеченные мобильные приложения, как создавать их с учетом возможных затрат.

    Информационные приложения

    Сущность информационных приложений — в предоставлении их пользователям доступа к тем или иным полезным сведениям, новостям. Пример соответствующего решения — приложение от фирмы-производителя одежды или обуви, которое информирует пользователей о скидках и спецпредложениях данной компании. Это может быть и мобильный каталог или брошюра в соответствующем формате.

    Создать мобильное приложение iOS или Android в соответствующей разновидности, вероятно, проще всего. Дело в том, что основой для ПО данного типа может быть, к примеру, уже работающий сайт компании или его мобильная версия. Достаточно адаптировать его интерфейс, а также реализованные в нем коммуникационные механизмы под программные алгоритмы мобильных операционных систем — то, с помощью каких инструментов это можно сделать, мы рассмотрим далее, и мобильное приложение будет готово.

    Транзакционные приложения

    Транзакционные приложения предназначены для осуществления оплаты различных товаров и услуг, приобретаемых через интернет. Данные типы ПО могут выпускаться банками, платежными системами. Стоит отметить, что наиболее сложные по структуре и коду — во многих случаях именно транзакционные мобильные приложения. Как создавать их и, что самое главное, адаптировать к требованиям законодательства, знает только самый высококвалифицированный специалист.

    Поэтому, если у пользователя отсутствуют такие навыки - как в части решения технических задач, так и в области обеспечения соответствия приложений требованиям законодательства, - то самостоятельно такие решения стоит, если и разрабатывать, то, прежде всего, в ознакомительных целях, в ходе самообучения. Внедрение подобных разработок на практике потребует дополнительного времени и во многих случаях дополнительных расходов.

    Коммуникационные приложения

    Коммуникационные приложения — это те программы, которые предназначены для обеспечения связи между пользователями с использованием ресурсов разработчика или сторонних брендов. Создавать подобные решения самому, как и в случае с транзакционными приложениями, довольно сложно. Опять же имеет смысл это делать главным образом тогда, когда есть желание в принципе научиться разрабатывать соответствующего типа продукты. Но внедрение их на практике потребует значительных ресурсов, которые есть в распоряжении немногих частных пользователей.

    То, каким образом внедряются данные мобильные приложения, как создавать условия для их стабильной работы, в большинстве случаев знают только высококвалифицированные специалисты. Но, безусловно, умелый программист, готовый потратить значительное количество времени и вложений, в принципе, может разработать несложный по структуре, но востребованный в силу простоты и удобства мессенджер или небольшую социальную сеть.

    Однако конкурировать они со «Скайпом», «Вконтакте» или Viber, наверное, не смогут. Поэтому на этапе планирования разработки традиционных приложений разработчику следует реально оценивать перспективы выведения своего продукта на рынок.

    Мобильные версии компьютерного ПО

    Редакторы, просмотрщики, браузеры — приложения, которые аналогичны или близки по своим функциям к соответствующим решениям, задействуемым пользователями традиционных компьютеров. Но, безусловно, далеко не только они могут иметь аналоги, адаптированные для запуска на ПК. Собственно, любые типы приложений в приведенной нами классификации могут быть компьютерными. Однако рассматриваемые решения — в числе тех, которые все же стали знакомы пользователям до того, как на рынке вычислительной техники стали массово появляться смартфоны и планшеты. Поэтому программы соответствующего типа в оригинале, как правило, представлены именно в версиях, адаптированных для запуска именно на ПК, и только по факту появления на рынке смартфонов и планшетов оформлены в виде мобильных версий.

    То, как создать мобильное приложение для Android или iOS соответствующего типа самостоятельно, зависит прежде всего от того, является ли оригинальная — компьютерная, версия ПО лицензионной или же она распространяется как свободное ПО, имеющее открытый код. В первом случае создание мобильной версии программы в большинстве случаев потребует согласования с правообладателями. И если те откажутся санкционировать разработку соответствующей версии программы, то ее мобильная версия, даже если пользователь ее создаст по своей инициативе, скорее всего, будет признана нелегальной. В случае если оригинальное ПО имеет открытый код, то разработать ее версию для мобильного девайса — вопрос техники.

    Аналитическое ПО и планировщики

    Аналитические приложения и планировщики позволяют осуществлять различные статистические наблюдения, формировать бюджет, планировать встречи и т. д. Можно отметить, что данный сегмент мобильных приложений — в числе тех, в которых частным разработчикам, как правило, предоставляется наибольшая свобода действий. Существует не так много брендов, знающих то, как создать мобильное приложение для Android или iOS соответствующего типа намного лучше, чем это сделает частный разработчик. Самое главное в таких решениях — это концепция. Ее разработка зависит главным образом от умений конкретного программиста, дизайнера, специалиста по финансам, и не исключено, что предложенные им подходы окажутся эффективнее тех, которые будут разработаны крупной компанией.

    Обучающие программы

    То же самое, в принципе, можно сказать и об обучающих программах, разработанных для мобильных устройств. Они предназначены для облегчения освоения пользователями тех или иных языков, норм, навыков. Частный разработчик вполне может предложить пользователям решение соответствующего типа, более удобное и эффективное в сравнении с тем, что может быть создано крупной компанией.

    Разработка мобильных приложений самостоятельно: структура ПО

    Как создать мобильное приложение самостоятельно? Для успешного решения данной задачи разработчику прежде всего следует определиться с оптимальной структурой создаваемой программы для мобильного устройства. Вне зависимости от предназначения ПО, оно будет состоять из 2 основных компонентов: модуля front-end и back-end. Первый представляет собой интерфейсы, посредством которых возможности приложения будет задействовать пользователь. Второй модуль отвечает за прием и передачу данных в рамках взаимодействия соответствующего ПО и пользователя (в ряде случаев — также разработчика, если, к примеру, с его стороны требуется предоставление тех или иных обновлений или обратной связи).

    Каким может быть интерфейс приложения?

    Более детальные характеристики по структуре мобильных приложений зависят от их назначения. Так, например, если создается информационное ПО интернет-магазина, то в его интерфейсе могут присутствовать:

    Навигационные опции, с помощью которых пользователь сможет получать доступ к тем или иным данным;

    Блок обратной связи с продавцом или поставщиком;

    Личный кабинет, в котором будут отражаться данные о запросах пользователя, его покупках;

    Новостной блок, в котором будут размещаться сведения о скидках и спецпредложениях интернет-магазина, а также иная значимая информация.

    Возможно, что владельцу магазина будет лучше создать мобильное приложение сайта, повторяющее как раз таки его структуру, чтобы пользователи, которым ресурс уже знаком, без проблем смогли сориентироваться в структуре соответствующего ПО для мобильных устройств.

    приложений: инструменты

    Изучим теперь ряд практических нюансов разработки рассматриваемых решений. Вопрос о том, как самому создать мобильное приложение, может быть решен с помощью удобных конструкторов, которые на рынке соответствующего ПО представлены в достаточно большом количестве. В частности, можно обратить внимание на такие решения, как: MobiCart, BusinessApps, My-Apps, Net2Share. Все они представлены в формате облачного ПО, и доступ к ним можно получить с любого устройства через интернет. Рассмотрим то, как создать мобильное приложение, задействуя возможности указанных программ, подробнее.

    Инструменты для разработки приложений: MobiCart

    Данный сервис может пригодиться владельцу интернет-магазина как раз таки в том случае, если у него изначально нет собственного сайта. С помощью MobiCart разработчик может создать функциональное приложение, посредством которого пользователи получат возможность выстраивать самый широкий спектр коммуникаций с продавцом: делать заказы, оплачивать их, получать сведения о скидках, обращаться к поставщику.

    Основные функции рассматриваемого сервиса предоставляются на коммерческой основе, но ознакомиться с его возможностями разработчик может и бесплатно.

    Инструменты для создания мобильных приложений: BusinessApps

    Данный конструктор приложений оптимален главным образом для небольших интернет-магазинов. Он позволяет реализовать:

    Интерфейсы для обмена сообщениями, добавление товаров в корзину;

    Организацию переговоров между поставщиком и покупателем товара;

    Новостной блок.

    Примечательно, что данный конструктор приложений позволяет задействовать шаблоны, адаптированные для создания приложений для предприятий, представляющих конкретные сферы бизнеса, например общепит, фитнес. Рассматриваемый сервис не бесплатен, абонплата по нему составляет 59 долларов в месяц. Однако можно задействовать пробную версию. К тому же, если пользователю данный конструктор не понравился, то он может потребовать вернуть назад уплаченные средства.

    Инструменты разработки приложений: My-Apps

    Данный конструктор, в свою очередь, является бесплатным. Задача "как создать мобильное приложение для iPhone или Android с его использованием" может быть решена при задействовании 10 шаблонов, которые адаптированы для обеспечения коммуникаций с потребителями предприятий в широком спектре сфер бизнеса. В числе наиболее примечательных возможностей рассматриваемого сервиса — оперативное опубликование приложения в крупнейших каталогах — App Store и Google Play.

    Инструменты разработки приложений: Net2Share

    Рассматриваемый конструктор — в числе самых удобных решений, позволяющих быстро понять, как создать мобильное приложение для Android самостоятельно. Данный ресурс адаптирован как раз таки для разработки продуктов на соответствующей платформе. Он характеризуется довольно большим набором функций, а также возможностью зарабатывать на создаваемом приложении с помощью сервисов внутренней рекламы. То есть пользователь может, разработав тот или иной продукт, загрузить его на корпоративном аккаунте. Кроме того, самые активные разработчики получают бесплатный профиль в Google Play.

    Кроме того, компания Net2Share проводит бесплатные обучающие курсы для пользователей, благодаря участию в которых разработчик может повысить свою квалификацию в вопросах создания, а также продвижения приложений на рынке.

    Безусловно, есть большое количество иных специализированных сервисов, позволяющих создать мобильное приложение, игру. Во многих случаях для разработчика предпочтительнее может быть не облачный сервис, а дистрибутив, позволяющий реализовывать тот или иной программный код. Но рассмотренные нами выше ресурсы рассчитаны главным образом на пользователей с минимальным опытом и потому могут быть задействованы даже без специальной подготовки. Они универсальны и позволяют разработчикам создавать приложения, оптимизированные для самых разных сфер деятельности.

    ​ В последнее время компании все чаще обращают свое внимание на такой бизнес-инструмент как мобильное приложение. На сегодняшний день практически не осталось компаний, у которых нет собственного сайта для позиционирования бизнеса онлайн. А какое будущее ждет мобильные приложения? Станут ли они такими же незаменимыми элементами построения имиджа компании, как и веб-сайты?

    Зачем нужно мобильное приложение?

    Основное отличие мобильного приложения от сайта для бизнеса заключается в том, что приложение не привлекает клиентов напрямую. А если кто-то пытается вас убедить в том, что люди сегодня ищут приложения в AppStore вместо того, чтобы искать товар или услугу в Яндекс или Google, то он, как минимум, лукавит. Мобильные приложения создаются в первую очередь не для новых, а для уже существующих клиентов компании и могут приносить до 10% оборота. Мобильное приложение дает возможность более эффективно взаимодействовать с уже существующей лояльной аудиторией и продавать чаще.

    Почему мобильное приложение продает чаще, чем сайт?

    Есть пара очевидных факторов:

    • Мобильность. Смартфон всегда под рукой, а благодаря мобильному интернету, человек может быть онлайн в любое время и в любом месте. Если человек хочет заказать пиццу по дороге домой, через приложение это сделать гораздо удобнее.
    • Лояльность клиента. Если пользователю понравится приложение компании, то необходимый товар или услугу, он будет искать именно в приложении.
    • Push-уведомления. Можно постоянно поддерживать связь с клиентом, напоминая ему о себе с помощью рассылки новостей, специальных предложений и акций. Тут главное знать меру и не быть слишком навящевым.

    А есть и неочевидные вещи, например:

    • Индивидуальный подход. Приложение может отслеживать интересы конкретного пользователя и предлагать ему только те товары, которые ему интересны.
    • Интерактивность. Мобильные приложения более технологичны. Например, в приложении с дополненной реальностью можно посмотреть на товар в 3D в реальном размере. К примеру, если вы выбираете шторы, вы можете примерить их к своему окну и посмотреть, как они будут выглядеть в жизни. После этого они уже становятся вам как родные, и вероятность покупки увеличивается в разы!
    • Интимность. Смартфон всегда находится рядом с пользователем, поэтому его можно считать очень личной вещью. К приложениям на родном телефоне пользователь относится с большим доверием, чем к сайтам, особенно если они работают без сбоев.

    Главная выгода от создания мобильного приложения

    Приложения помогают не только продавать и повышать лояльность пользователей: одна из основных задач мобильного приложения – автоматизация процессов компании. Например, благодаря мобильным приложениям, такая сфера, как такси, начала работать гораздо эффективнее. Приложения помогают повышать эффективность, снижать издержки и стоимость, и при этом увеличивать прибыль.

    Как определить, нужно ли мобильное приложение именно вашему бизнесу?

    Безусловно, сейчас мы наблюдаем активный рост популярности мобильных приложений, но как понять, что даст приложение конкретно вашему бизнесу? Ведь важно не просто оставаться “в тренде”, используя передовые инструменты продвижения, необходимо получать от них реальную прибыль. Владельцы бизнеса хотят знать, стоит ли создавать мобильное приложение для компании, разрабатывать адаптивный сайт или вовсе не вкладывать время и силы в такой способ продвижения.

    Мы предлагаем своим клиентам пять простых критериев, которые помогут вам определиться с выбором:

    • Если компания не планирует активно использовать такие функции смартфона, как акселерометр, GPS, контакты пользователя или push-уведомления, то, скорее всего, необходимость в мобильном приложении пока отсутствует.
    • Если компания предусматривает активное использование возможностей смартфона, то есть смысл создавать мобильное приложение. В случае ограниченного бюджета, лучше сосредоточиться только на одной платформе.
    • В случае, если компания хочет создать максимально комфортные условия для пользователя, не используя при этом всех возможностей смартфона, стоит задуматься над созданием адаптивного сайта, который будет одинаково хорошо отображаться и на мобильном телефоне, и на планшете, и на компьютере.
    • При создании адаптивного сайта, необходимо уделять много времени аналитике исследованию аудитории, чтобы понять, какими устройствами пользуется большинство клиентов компании. Если не уделить этому достаточно внимания, сайт может некорректно отображаться на разных устройствах. Стоит иметь это в виду.
    • Определиться с выбором всегда поможет грамотный IT-специалист, который расскажет обо всех подводных камнях и не даст запутаться в большом объеме информации. Не зависимо от того, какой инструмент продвижения вы предпочтете, помните, главное - чтобы он был выполнен качественно и вызывал позитивный пользовательский опыт. После принятия решения развивать бизнес в мобильной сфере, очень важно найти компанию, которая сможет создать качественное приложение или адаптивный сайт с современным дизайном и с учетом всех необходимых технических характеристик.

    Выводы

    Мобильные приложения нужны далеко не каждому бизнесу. Чем масштабнее бизнес, тем больший эффект вы получите от внедрения мобильного приложения. Само по себе мобильное приложение не решает проблему недостатка клиентов, но оно позволяет во много раз улучшить то, что уже работает.

    2018: В России принят стандарт разработки мобильных приложений

    Государство утвердило предварительный стандарт разработки мобильных приложений , говорится в сообщении Росстандарта , опубликованном на сайте ведомства 10 июля 2018 года. Требования носят рекомендательный характер, но, по словам авторов, должны будут стать «ориентиром при разработке». Подробнее .

    2013: PwC о будущем мобильных приложений

    Согласно прогнозу, подготовленному PwC в сентябре 2013 года, следующее поколение инновационных решений в области мобильных технологий будет нацелено на распознавание и моделирование контекстуальной ситуации потребителя. Информация о пользователях по трем основным параметрам – физическое местонахождение, виртуальная и социальная среда – станет основным ресурсом, который позволит создать мобильные приложения и услуги, обладающие кардинально новыми возможностями и способные предсказывать потребительские предпочтения. Мобильные устройства смогут стать поистине цифровыми помощниками.

    Отчет PwC по результатам этапа II «Новые технологические возможности» в рамках исследования «Прогноз инновационного развития в области мобильных технологий» (Mobile Innovations Forecast (MIF) Phase II: New technological capabilities) наглядно демонстрирует, каким образом будут меняться впечатления пользователей с появлением мобильных технологий следующего поколения.

    «Мы вступаем в новую, динамичную фазу развития мобильных технологий, знаменующую переход от ограниченного набора информационных и вычислительных функций к интеллектуальному анализу и рационализации физической, виртуальной и социальной среды пользователей устройств, – отмечает Раман Читкара, руководитель международной практики по оказанию услуг компаниям технологического сектора PwC. – В скором времени мобильные устройства будут способны анализировать и предугадывать человеческие потребности, используя платформы, которые задействуют пользователя, опираясь на информацию, полученную из многочисленных источников. Главная цель этого процесса – создание еще более интуитивных мобильных устройств».

    Как отмечается в отчете PwC, контекстуальный интеллект в мобильных вычислениях сможет получать ситуационную информацию из трех основных источников, включая:

    1) данные об устройстве (например, источник питания, операционная система, хранение данных и т.п.);

    2) данные о физической среде (местонахождение, погода и т.д.);

    3) данные о пользователе (ID, приложения, хранящаяся информация и т.д.).

    Возможности, которыми должны обладать мобильные устройства, сети, приложения и услуги следующего поколения, для того чтобы собирать данные о пользователях из таких источников, как сенсорные датчики на устройствах, переносные компьютеры и электронная экосистема транспондеров на других людях и объектах, и обрабатывать их:

    • локализация и навигация,
    • сенсорные датчики устройств и пользовательские интерфейсы,
    • ID и технологии информационной безопасности ,
    • сети и «облака» следующего поколения,
    • мобильные операционные системы .

    2000-е: Эпоха коммуникаторов

    К тому времени рынок мобильных устройств сотовой связи стали постепенно завоевывать смартфоны и коммуникаторы. Обладая более широкими возможностями и производительностью, они отличались от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы (Windows Mobile , Symbian OS , RIM , Android , Mac OS), которая является открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками, в отличие от программной среды обычных мобильных телефонов, которая закрыта для сторонних разработчиков. При этом стоит отметить, что установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами. Но, заметим, что каждая конкретная операционная система требует установки соответствующих именно ей приложений, то есть созданных специально для той или иной ОС программ. Например, программу-органайзер созданную для Windows Mobile нельзя установить на ОС Simbian, применяемую в смартфонах Nokia Corporation , или Mac OS (Mobile Touch version) для телефона iPhone от компании Apple .

    К тому же, стоит отметить, что наличие полнофункциональной операционной системы не делает смартфоны и коммуникаторы более привлекательными в глазах большинства пользователей. Современные сотовые телефоны, а точнее модели, относящиеся к средней ценовой категории и выше, зачастую вполне могут справиться со многими задачами. Они могут работать с электронной почтой, просматривать текстовые документы и электронные таблицы, фотографии и видеофайлы.

    Кроме того, экраны целого ряда сотовых телефонов не уступают большинству смартфонов и коммуникаторов, а последние модели оснащаются еще и сенсорными экранами и разъемами для карт памяти. Поэтому сегодня именно владельцы обычных мобильных телефонов составляют большую часть потребителей программных приложений.

    Но с другой стороны, смартфоны в глазах данной категории пользователей выглядят более привлекательными за счет других возможностей, таких как, например, продвинутые мультимедийные функции (более качественная камера, расширенные возможности воспроизведения видеофайлов, улучшенные музыкальные способности), Wi-Fi , GPS и другие.

    Необходимо также понимать, что программы, написанные специально для операционной системы смартфона или коммуникатора, являются полноценными скомпилированными в двоичный код последовательностями низкоуровневых микропроцессорных команд. А в силу того, что во всех смартфонах и коммуникаторах установлены более мощные процессоры, чем в мобильных телефонах, возможности программиста по созданию таких приложений практически не ограничены.

    Специализированные приложения функциональнее, они более рационально использует ресурсы процессора, чем J2ME -программы, основанные на множестве Java -платформ, предназначенных для работы в устройствах с ограниченными ресурсами (ограниченная вычислительная мощность, ограниченный объем памяти, малый размер дисплея, питание от портативной батареи, а также низкоскоростные и недостаточно надежные коммуникационные возможности). Поэтому смартфоны пользуются популярностью среди разработчиков программного обеспечения и энтузиастов.

    1990-е: Эпоха мобильных телефонов

    Отправной точкой для создания мобильных приложений стало появление на мобильном телефоне экрана. Естественно, первое программное обеспечение для телефонов представляло собой встроенные приложения, которые предназначались для выполнения конкретных функций телефона и устанавливались в устройство самими производителями.

    Пожалуй, первым мобильным приложением, помимо ПО, отвечающего непосредственно за работу телефона, стала телефонная книжка - та часть программного обеспечения аппарата, которая упорядочивала контакты пользователя. Сначала в записную книжку можно было занести лишь имя и номер телефона абонента. Но постепенно в данное приложение добавлялись новые функции - помимо имени и телефона, стало возможным занесение адреса, электронной почты и других данных того или иного абонента.

    С появлением возможности обмена короткими текстовыми сообщениями (SMS ) в телефон добавилась еще одно приложение, позволяющее писать, редактировать, отправлять небольшие электронные тексты.

    Время появления первого мобильного приложения, установленного на телефон поверх уже имеющегося программного обеспечения, можно отнести к концу 90-х годов прошлого века, когда сотовая связь стала постепенно входить в жизнь миллионов людей во всем мире. Стоит отметить, что к тому времени, производители телефонов уже четко представляли, что софт для "мобильника" - это перспективное направление, как с точки зрения разработки технологий, так и с точки зрения их отдельного коммерческого использования. Тогда в программную оболочку сотовых телефонов, помимо самых необходимых приложений, производители стали устанавливать дополнительное ПО. Как правило, это были различные мультимедийные приложения - небольшие аркадные игры , редакторы рингтонов , калькуляторы , календари и т.д.

    Не отставали и сторонние разработчики, которые предлагали владельцам сотовых телефонов приложения, аналогичные установленным изначально, а также массу другого полезного и иногда бесполезного софта.

    С появлением в 1997 году на рынке сотовой связи технологии WAP , позволяющей выходить в интернет с помощью мобильного телефона, количество программных приложений, как и их разработчиков, стало расти. Дело в том, что теперь поставить на телефон какую-либо программу стало гораздо удобнее и проще, так как ранее установка приложения могла быть осуществима лишь с помощью DATA-кабеля, соединяющего стационарный компьютер или ноутбук с мобильным телефоном. Стоит отметить, что в то время не каждая модель сотового телефона поставлялась в комплекте с DATA-кабелем, что ограничивало использование мобильных приложений.

    Возможность выхода в интернет непосредственно через телефон позволила устанавливать на аппарат различное ПО, а также игры даже тем людям, которые не имели домашнего компьютера. Кроме того, WAP мог функционировать даже на бюджетных телефонах, за счет чего число пользователей мобильных приложений также увеличивалось. Единственным минусом WAP-доступа стала высокая стоимость передачи данных - скачав только несколько программ для телефона, пользователь мог потратить весь свой счет.

    К началу нового тысячелетия началось бурное развитие рынка мобильного контента в целом и мобильных приложений в частности. Как грибы после дождя появляются специализированные сайты по продаже программных продуктов и мультимедийного контента для мобильных телефонов. А появление новых технологий передачи данных с помощью сотовой связи (GPRS , EDGE) позволяет удешевить мобильный интернет-трафик. Пользователи стали в немыслимых количествах скачивать из сети картинки, музыкальные рингтоны, игры, полезные программы и т. д.

    Платные и бесплатные приложения

    Независимо от того, для какого устройства используется та или иная программа, мобильные приложения можно подразделить на платные и бесплатные.

    Бесплатные приложения, как правило, представляют собой достаточно простое ПО с ограниченным набором возможностей. Бесплатный софт зачастую предназначен для решения конкретной задачи (например, просмотр электронной почты ). По мнению экспертов организации GetJar, бесплатные приложения в большинстве случаев используются владельцами телефонов непродолжительное время. Одна из причин такого поведения пользователей обусловлена тем, что работать сразу с несколькими открытыми бесплатными приложениями неудобно. Во-первых, это влияет на производительность, а значит и на продолжительность работы аккумулятора устройства. Во-вторых, пользователя просто может раздражать постоянный переход между программами (особенно на аппаратах с сенсорным экраном) и связанная с этим потеря времени.

    Что же касается платных мобильных приложений, то они, наоборот, предлагают пользователю расширенные функциональные возможности для каждого отдельного программного продукта. Например, альтернативный пользовательский интерфейс SPB Mobile Shell для коммуникаторов на базе Windows Mobile предлагает пользователю несколько вариантов управления устройством и его программным обеспечением с помощью одного приложения. Кроме того, разработчики платного мобильного софта, как правило, предлагают возможность обновления ПО.

    Бесплатных приложений для Apple и Google не останется

    Бесплатная модель распространения приложений для смартфонов очень скоро прекратит существование. Об этом рассказал в июле 2017 года руководитель департамента мобильных разработок Artezio (Артезио) , автор проекта Cost Track Игорь Есипович. По словам эксперта, на место бесплатной и условно-бесплатной модели придет система ежемесячной подписки, которая на данный момент для многих разработчиков становится приоритетной.

    Немалую роль в росте популярности подписной модели играет политика Apple , которая делает ставку на ежемесячные отчисления, нежели на разовые доходы с продаж.

    «Apple серьезно стимулирует разработчиков на внедрение платных подписок. С продажи контента корпорация получает 30%, а с подписки - только 15%, оставляя 85% разработчику против 70% дохода с продажи как в обычном случае», - сказал глава департамента Artezio.

    Эксперт отмечает, что пока в цифровых магазинах наибольшую прибыль генерируют проекты с условно-бесплатной моделью распространения.

    «Условно-бесплатная модель, вернее модель freemium и premium, пока гораздо лучше работает, чем все остальные. Например, Clash Royal, Clash of Clans, World of Tanks – эти приложения не продаются, в них предусмотрены только встроенные покупки. Игра Mortal Combat несет в себе не менее раскрученный бренд, чем Ubisoft с Assassin’s Creed, но именно в Mortal Combat встроенные покупки гораздо эффективнее», - отмечает Есипович.

    Специалист считает, что со временем условно-бесплатная модель станет непопулярной, а основной доход разработчики будут получать с обновляемой подписки. При этом совершенно бесплатных приложений практически не останется.

    Типы мобильных приложений

    Также мобильные приложения можно подразделить на развлекательные (мультимедийные), коммуникационные, навигационные, справочные и прикладные. К развлекательному мобильному ПО можно отнести проигрыватели аудио- и видеофайлов, просмоторщики изображений и электронных книг, игры. Коммуникационные приложения отвечают за общение пользователя по телефону и SMS , его контакты в электронной почте, ICQ , социальных сетях. К навигационным программам относятся приложения, работающие с системой GPS , электронными картами и географическими координатами. К справочному ПО можно отнести различные словари и энциклопедии, базы данных с возможностью поиска. К прикладным приложениям можно отнести записные книжки, органайзеры, калькулятор, программы для работы с графикой и текстом.

    Безопасность

    2019: У 76% мобильных приложений небезопасное хранение данных

    19 июня 2019 года компания Positive Technologies сообщила, что ее эксперты протестировали мобильные приложения для iOS и Android и выяснили, что в большинстве приложений данные хранятся небезопасно, а хакеру редко требуется физический доступ к смартфону жертвы для их кражи.

    По данным исследования, приложения для Android с критически опасными уязвимостями встречаются несколько чаще, чем программы для iOS (43% против 38%). Однако эта разница несущественна, считают эксперты, и общий уровень защищенности клиентских частей мобильных приложений для обеих платформ примерно одинаков.

    Самой распространенной уязвимостью эксперты назвали небезопасное хранение данных, которое встречается в 76% мобильных приложений: в руках хакеров могут оказаться пароли , финансовая информация, персональные данные и личная переписка.

    Для кражи данных злоумышленникам редко нужен физический доступ к смартфону жертвы: 89% обнаруженных нами уязвимостей могут быть проэксплуатированы с использованием вредоносного ПО . Вероятность заражения увеличивается в разы на устройствах с административными привилегиями (root или jailbreak). Но вредоносное ПО может повышать права самостоятельно. Попав на устройство жертвы, вредонос может запрашивать разрешения на доступ к пользовательским данным, а получив разрешение, передавать данные злоумышленникам. Мы рекомендуем пользователям внимательно относиться к уведомлениям от приложений о запросе доступа к каким-либо функциям или данным. Не стоит предоставлять разрешение на доступ, если есть сомнение в его необходимости для нормального функционирования приложения,

    Как показали результаты исследования, серверные части не менее уязвимы, чем клиентские: 43% имеют низкий или крайне низкий уровень защищенности, при этом 33% содержат критически опасные уязвимости. Среди самых распространенных недостатков высокого уровня риска в серверных частях – недостаточная