Как выбрать беспроводной микрофон для сцены. Выбираем микрофон для домашней студии

На рынке представлен широкий выбор микрофонов по различным ценам. Как разобраться в этом многообразии, какой микрофон выбрать? О том, на что стоит обращать внимание при выборе микрофона, и в целом о том, как выбрать микрофон и пойдет речь в данной статье.

Микрофон – это электроакустический прибор, основными функциями которого является звукозапись и звукоусиление. Современный мир кино и музыки, невозможно представить без микрофона. Да и каждый из нас ежедневно пользуется данным устройством, как минимум в телефоне.

Очень важно четко понимать, что микрофоны обладают определенными техническими характеристиками, которые будут различаться в зависимости от области применения устройства. Итак, для начала стоит определиться, для чего Вам нужен микрофон. А здесь вариантов много, как для живых выступлений, так и для записи звуков в различных условиях, а возможно, Вам нужен микрофон для компьютера, чтобы можно было общаться с друзьями посредством интернета. И естественно, что в последнем случае, не нужно тратиться на дорогой микрофон, Вашу потребность удовлетворит и самый простейший микрофон с USB разъемом.

Виды микрофонов

Существуют два наиболее востребованных вида микрофона: конденсаторный и динамический. Остановимся подробней на использовании каждого вида и их устройстве.

Динамический микрофон

Плюсом данного вида микрофона является то, что ему не нужен внешний источник питания, кроме того его устройство достаточно простое. Принцип работы основан на колебаниях мембраны, которые передаются токопроводу, проходящему через магнитное поле.

Данный вид микрофона широко используется для живых выступлений, концертов, хотя в звукозаписывающих студиях их тоже используют. Кроме того, существуют модели динамических микрофонов специально разработанных для различных инструментов (например, для разнообразных барабанов).

Конденсаторный микрофон

Его действие основано на изменении емкости конденсата, который располагается между обкладками, на которые и воздействует звук. Для данного типа микрофона необходим внешний источник питания. Данные микрофоны более подходят для студийной работы, а именно для звукозаписи, они передают звук наиболее чисто и качественно. Однако они очень чувствительны к внешним условиям (влажность, температура окружающей среды, расстояние до источника звука, к посторонним звукам), что исключает их использование в «полевых» условиях. Однако есть модели данного типа, которые можно использовать и при живых выступлениях, например, выступлении хора. Такие микрофоны устанавливают на специальные держатели.

Как выбрать микрофон: характеристики

Для того чтобы правильно выбрать микрофон, важно разбираться в его технических характеристиках, или хотя бы знать, что они означают. Рассмотрим основные характеристики микрофона, которые влияют на качество передачи звуков:

  • чувствительность
  • направленность
  • уровень звукового давления
  • диапазон частот

Остановимся на каждом показателе подробнее.

Чувствительность

Данный показатель указывает, насколько тихий звук может определить Ваш микрофон. Стоит заметить, что конденсаторные микрофоны более чувствительны. Однако не всегда высокая чувствительность оправдана, например, для записи речи на улице, или в шумных помещениях. Высокая чувствительность ненаправленного микрофона окажет Вам плохую услугу, и запись будет «загрязнена» множеством сторонних звуков.

Направленность

Данный показатель характеризует то, как микрофон воспринимает звуки, воздействующие на него с разных сторон. Различают микрофоны: ненаправленный, двунаправленный (направленность восьмерка), кардиоидный, гиперкардиоидный.

Так, если направленность у микрофона – круг (или ненаправленный микрофон), то он будет воспринимать все звуки, откуда бы они ни исходили, что не всегда удобно, например, при записи интервью на улице больше подойдет узконаправленный микрофон, так называемая модель «пушка».

Уровень звукового давления

Данный показатель указывает на то, какой силы звук может передать микрофон, не исказив его. Высоким считается показатель 130-140 дБ, данный параметр важен, если Вы собираетесь использовать микрофон для передачи громких звуков (например, звуки барабана).

Диапазон частот

Чем шире диапазон частот, тем лучше, тем качественней будет микрофон передавать звуки. Так человеческая речь находится в промежутке частот 100 (бас)-10 тыс. Гц (писк), и если Вы возьмете микрофон с чувствительностью меньше, то с записью вокала могут возникнуть проблемы. Однако для записи речи достаточно покрытия частот от 300 до 3400Гц.

  • Помимо технических характеристик, перечисленных выше, существуют и другие, это вес, компактность, длина кабеля и так далее, которые не особо влияют на звук, однако весьма влияют на удобство использования микрофона.
  • По предназначению микрофоны бывают:

Стоит также помнить, что микрофон должен быть произведен из качественных материалов.

Прежде чем покупать микрофон, почитайте отзывы о понравившейся модели и производителе. Ведь не всегда характеристики могут рассказать все. И только опытным путем, можно понять, удачная или нет понравившаяся модель.

В меру того, что караоке все больше и больше приобретает популярность среди любителей петь, возникает вопрос, как выбрать микрофон для караоке. О наиболее важных характеристиках микрофонов, для четкой передачи вокала, Вы уже знаете, ну и, конечно же, обратите внимание на длину кабеля микрофона, его разъем, а так же помните, что Вам нужен ручной микрофон. А главным ограничителем выбора, будет все-таки бюджет.

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.
И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.
Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

· Вокальные микрофоны . Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой. Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений). Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

· Микрофоны для конференций . Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».
· Общение по сети . Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка » для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

· Студийные микрофоны . Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Какой тип микрофона лучше?

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

· Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности
· Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности
· Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки


· Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования.
· Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп.
· Хрупкость конструкции
· Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности
· Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью голосового общения (по Skype, например).

Недостатки

· Невысокое качество захвата звука
· Меньшая чувствительность

Преимущества

· Не нужен дополнительный источник питания
· Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования
· Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.
В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

· Уступает в качестве захвата звука конденсаторным
· Наименьший диапазон частот
· Может искажать тембр голоса

Преимущества

· Позволяют записывать громкие звуки, терпит «перегрузки»
· Менее чувствителен к шуму
· Не ловит «эхо»
· Невысокая стоимость
· Не требует дополнительного источника питания

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

· Кардиоидная диаграмма . Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

· диаграмма . Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.
· Гиперкардиоидная диаграмма . Такие микрофоны ещё называют узконаправленными - зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.
· Диаграмма - "восьмёрка" . Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

· диаграмма . Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п
· Однонаправленные микрофоны - имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

На что ещё обратить внимание при выборе микрофона?

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.
Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ . А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.
Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц . Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей , вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.

Сегодня на рынке представлен огромный выбор микрофонов разных ценовых категорий. В целом, к микрофонам применимо правило, что чем выше цена, тем лучше качество. Однако за последние несколько лет ситуация немного изменилась - в продаже появились качественные микрофоны по доступной цене. Большинство недорогих моделей представляет собой урезанные копии более дорогих аналогов.

Как вы собираетесь его использовать?

Самое главное - подобрать такой микрофон, который будет соответствовать вашим запросам. Каким образом вы собираетесь использовать микрофон - для выступления на сцене или для записи инструментов? Или для звукозаписи? Или, возможно, вам нужен универсальный микрофон? Есть много микрофонов, которые могут использоваться как для живого звука, так и для записи в студии. Один из таких примеров - Shure SM57.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где и с каким оборудованием, он будет использоваться. Нет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон Neumann, если вы будете делать домашнюю звукозапись в комнате, где акустика далека от совершенства. В данном случае подойдет менее чувствительный и более бюджетный микрофон. С технической стороны даже самый лучший микрофон в большой степени зависит от качества используемого микрофонного предусилителя. Без высококачественного предусилителя все достоинства профессионального микрофона гаснут.

Понимание технических характеристик

Понимание технических характеристик и терминологии облегчает выбор микрофона, который будет отвечать вашим требованиям. Ниже мы рассмотрим основные технические характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. Двунаправленный микрофон снимает звуки справа и слева, но спереди и сзади его чувствительность значительно ниже. Однонаправленный микрофон «слышит» звуки главным образом с одного направления и имеет низкую чувствительность к звукам из других направлений.

Однонаправленные микрофоны наиболее популярны и имеют три диаграммы направленности: кардиоидную, суперкардиоидную и гиперкардиоидную. Все три диаграммы нечувствительны к заднеосевым и внеосевым звукам, исходящим от источников, которые находятся сбоку или позади микрофона. Грубо говоря, кардиоидная диаграмма по форме напоминает сердце (отсюда и ее название). То есть, микрофон снимает звуки спереди и немного сбоку, при этом звуки от источников, расположенных сзади микрофона, в идеале не будут слышны на записи. Суперкардиоидная диаграмма частично снимает звук от источника сзади микрофона. При этом она отличается более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона. Гиперкардиоидная диаграмма, по сравнению с суперкардиоидной, имеет еще более узкую зону захвата звука сбоку, но и более широкую сзади.

Диаграммы направленности имеют значение тогда, когда микрофон используется в шумном помещении, например, для выступления вокалиста на концерте. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны исключают все звуки, кроме голоса самого певца. Звучание получается более чистым, а обратная связь сводится к минимуму.

Мультидиаграммные микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны имеют возможность переключения диаграмм направленности. С помощью переключателя или взаимозаменяемых капсюлей можно переключаться с одной диаграммы на другую (например, с круговой на кардиоидную). Такая характеристика микрофона очень полезна для студийной записи.

Частотная характеристика

Это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон формирует выходной сигнал. Может составлять, например, от 80 Гц до 15 кГц. Для вокального микрофона это нормальные показатели. Для малых барабанов и том-томов нужно искать микрофон с диапазоном от 50 Гц, а для «бочки» нижний порог желателен на уровне 40 Гц или даже 30 Гц.

Чувствительность и УЗД

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен определять микрофон. Выражается с помощью разных систем. Для неспециалиста достаточно знать, что чем ниже цифры, тем выше чувствительность микрофона.

УЗД - это уровень звукового давления (измеряется в децибелах, дБ). Показывает максимальную громкость звука, с которой может работать микрофон. Своего рода, это противоположность чувствительности. Этот параметр особо важен в том случае, если планируется использование микрофона с громкими инструментами, например с барабанами. Среднее значение УЗД - 100 дБ; высокое - 130 дБ.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Частотная характеристика показывает только воспроизводимый микрофоном диапазон. Кривая частотной характеристики характеризует зависимость частотной чувствительности. Поскольку на графике эта зависимость начинается с нуля и со временем опять возвращается к нулю, ее форма напоминает кривую. На кривой в ряде мест имеются пики и спады, что придает микрофону определенные свойства и позволяет использовать его для тех или иных целей. Например, у вокального микрофона может быть пик в верхнем диапазоне, в результате чего он качественнее и ровнее передает голоса людей.

Эффект близости (proximity effect)

Хоть эффект близости это и не техническая характеристика, но он является важным параметром и часто встречается в описаниях. У конденсаторных микрофонов эффект близости выше, чем у динамических. Когда источник звука приближается к микрофону, эффект близости делает низкие частоты более четкими. Это заинтересует тех певцов, которые «работают с микрофоном» для создания эффектов. Звукоинженер может выбрать микрофон с высоким эффектом близости, если есть необходимость выделить низкие частоты при записи того или иного инструмента.

О чем молчат технические характеристики

В микрофонах кроме технических характеристик не меньшее значение имеют и другие параметры - конструкция, используемые материалы, качество изготовления. Поскольку некоторые производители любят приукрашивать цифры, по одним только техническим характеристикам бывает сложно понять разницу между 50-долларовым микрофоном и аналогом за несколько сотен. Нельзя не упомянуть, что цена - это уже важная характеристика. Но по-настоящему увидеть отличие между хорошим микрофоном и ширпотребом можно только на практике.

Типы микрофонов и их применение

Практически все микрофоны делятся на две категории: динамические и конденсаторные . Для динамических микрофонов не требуется источник питания; для конденсаторных - требуется. Принципы их работы, отличия между ними и способы их использования мы рассмотрим ниже.

Динамические микрофоны

Принцип работы: Динамический микрофон представляет собой мембрану, соединенную с катушкой индуктивности, которая помещена в сильное постоянное магнитное поле. Движения мембраны движется вместе с катушкой, таким образом изменяя таким образом, напряжение, производимое катушкой.

Основные характеристики: Динамические микрофоны массивны и отличаются высоким УЗД, а также имеют противоударное крепление для удержания в руке. Диаграмма направленности у таких микрофонов не «слышит» внеосевые звуки. Они используются для работы с живым звуком, для вокала и инструментов. Некоторые модели могут применяться для звукозаписи. На протяжении многих лет Shure SM57 зарекомендовал себя хорошим как студийным, так и концертным микрофоном. Как группа в целом динамические микрофоны сравнительно недороги, и многие известные производители выпускают экономные серии динамических микрофонов с оптимальным соотношением цена/качество.

Ленточные (Ribbon) микрофоны

В отличие от других динамических микрофонов, ленточные микрофоны очень хрупкие. Принцип их работы ничем не отличается от других динамических микрофонов, но вместо мембраны здесь используется тонкая лента, вибрация которой изменяет напряжение. Ленточные микрофоны ставят в студиях для записи голоса и многих инструментов. Они смягчают звук и делают звукозапись теплее. Ленточные микрофоны отличаются высоким УЗД, а значит, их можно ставить вблизи от источника звука.

Специальные динамические микрофоны

В последние несколько лет производители начали выпускать модели динамических микрофонов, разработанные специально под конкретный инструмент. Вот несколько примеров:

  • Микрофон для барабанов

Разные барабаны имеют разное звучание; соответственно существуют микрофоны для «бочек», малых барабанов, том-томов и тарелок. Каждый тип микрофонов имеет определенные параметры и диапазон чувствительности. Микрофоны для барабанов, как правило, продаются в комплекте по четыре, пять и больше штук. Они недороги, удобны в использовании и хорошо справляются с поставленными задачами.

  • Микрофон для духовых инструментов

Как правило, имеют небольшой размер, малый вес и частотную характеристику, соответствующую тому или иному инструменту. Также в них имеется специальное крепление для присоединения микрофона к инструменту или телу. Благодаря такому креплению сохраняется постоянная дистанция между микрофоном и инструментом, что обеспечивает хорошую плотность звука. Кроме того, музыкант получают бóльшую свободу действий.

  • Миниатюрные микрофоны (т.н. Bullet микрофоны)

Часто используются музыкантами, играющими на губной гармонике . Имеют небольшой круглый корпус и могут прятаться между рук музыканта. Крохотная мембрана такого микрофона издает искаженный звук, который так нравится любителям губной гармошки.

  • Беспроводные микрофоны. По сути, ничем не отличаются от проводных аналогов за исключением встроенного радиопередатчика.

Конденсаторные микрофоны

Принцип работы: В микрофонах этого типа тонкая проводящая пленка находится на небольшом расстоянии от металлической пластины (так называемой «задней пластины»), в результате чего образовывается конденсатор. На конденсатор подается слабый электрический заряд либо от фантомного питания, либо от аккумулятора. Звуковые колебания заставляют мембрану вибрировать. Изменение расстояния между мембраной и задней пластиной воздействует на напряжение на выходе. Это и является полезным сигналом с микрофона.

Основные характеристики: Конденсаторные микрофоны питаются либо от внешнего источника, либо от встроенного аккумулятора, либо используют фантомное питание с разъема микшера. Сегодня практически во всех микшерах имеется фантомное питание в микрофонных разъемах. Если микшер был куплен ранее, убедитесь, что в нем есть фантомное питание, прежде чем приобретать конденсаторный микрофон.

Существует несколько типов конденсаторных микрофонов, и большинство из них используется для звукозаписи. Хотя некоторые применяются и для живого звука: хор, пианино, акустические струнные инструменты и ряд ударных инструментов. Также конденсаторные микрофоны могут работать с тарелками. Основными типами конденсаторных микрофонов считаются:

Переключатели roll-off и аттенюаторы

Этими переключателями оборудованы многие конденсаторные микрофоны, что расширяет их возможности. Переключатель roll-off изменяет диапазон частот (как правило, низких), снижая чувствительность до определенного уровня. Roll-off используется для живого звука, когда необходимо уменьшить низкочастотный шум и улучшить работу усилителя. Многие усилители не способны воспроизводить низкочастотные звуки, хотя электроэнергию они при этом потребляют. Благодаря переключателю roll-off усилителю не приходится работать с низкими частотами. При звукозаписи это придает звуку особую четкость. Аттенюаторы изменяют чувствительность и объем в микрофоне во избежание перегрузки при воздействии очень громкого источника звука.

Широкомембранные конденсаторные микрофоны

Это массивные звукозаписывающие микрофоны, диаметр мембраны которых составляет от 2 до 3 см. Как правило, имеют высокую цену и требуют использования внешнего источника питания и подвески. Большой размер и необходимость подвески не позволяют применять такие микрофоны, например, для барабанов, где требуется жесткая фиксация. В то же время, они идеально подходят для записи голоса и многих других инструментов. В большинстве случаев, широкомембранные микрофоны служат в качестве студийных универсальных микрофонов. Лучшие их модели чрезвычайно дороги. В последние годы на рынке появился целый ряд недорогих широкомембранных конденсаторных микрофонов, конструкция которых имитирует более дорогие аналоги, а их качество вполне годится для непрофессиональной звукозаписи.

Конденсаторные микрофоны с боковым приемом

Это еще один тип больших конденсаторных микрофонов. У таких микрофонов широкая мембрана размещена горизонтально и направлена в сторону под углом 90 градусов. Над мембраной, как правило, имеется широкая, плоская ветрозащита. Если микрофон установлен вертикально, кажется, что артист поет в него немного сбоку (отсюда и название).

Конденсаторные микрофоны с двумя мембранами

Как правило, это микрофоны с боковым приемом, в которых имеется две мембраны, направленных в противоположные стороны. Используются для записи дуэтов и коллективов или для создания акустической атмосферы. По сравнению с применением двух одномембранных микрофонов, конденсаторный микрофон с двумя мембранами значительно облегчает балансировку двух одновременных источников.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Это винтажные микрофоны, которые использовались в студиях звукозаписи десятки лет назад. Из-за того, что такие микрофоны позволяют делать особенно качественную звукозапись - как ламповый усилитель заставляет гитару звучать по-новому, - они до сих пор выпускаются и используются в профессиональных студиях звукозаписи. Ламповые микрофоны требуют определенного напряжения, так как именно лампа дает теплый насыщенный звук.

Узкомембранные конденсаторные микрофоны

Диаметр мембраны у таких микрофонов составляет 1,5 см и менее. Могут использоваться как для звукозаписи, так и для работы с живым звуком. Рекомендуется использовать узкомембранные микрофоны для воспроизведения высокочастотных звуков и источников с резко меняющейся громкостью звука. Часто устанавливаются сверху над барабанными тарелками. Как и другие конденсаторные микрофоны, узкомембранные работают от фантомного питания или аккумулятора.

Направленные микрофоны

Это конденсаторные микрофоны с очень узкой и вытянутой диаграммой направленности. Чаще всего используются для теле- и радиотрансляции (например, спортивных мероприятий), так как хорошо снимают определенные звуки на расстоянии.

Микрофоны граничного слоя

Микрофоны граничного слоя достаточно универсальны. Используются на подиумах, конференциях и в студиях. Их, как правило, размещают на ровной поверхности - на полу, потолке или стене. Так лучше снимается звук. Микрофонами граничного слоя можно записывать большие музыкальные коллективы.

Список марок

Telefunken — своего рода «элита» среди микрофонов. Отличное качество, богатые традиции фирмы. Многие производители сегодня ровняются именно на них. Очень дорогие микрофоны.

Neumann — легендарная марка. Их модели U47 и U87 стали настоящим «стандартом» в мире звукозаписи и используются практически на каждой студии. Дорогие микрофоны.

Violet Design — прибалтийская фирма. Микрофоны собираются вручную и славятся своим качеством и характером звучания. В их пользу так же говорит и хороший модельный ряд — есть и дорогие, и вполне бюджетные экземпляры.

RODE — австралийская фирма RODE Microphones с более чем 30-летней историей. В последнее время завоевала огромную популярность среди музыкантов пост-советского пространства, во многом — из-за хорошей ценовой политики. Вполне доступные микрофоны, очень хорошего качества.

AKG — очень известная фирма с невероятно широким модельным рядом. Их микрофон С414 — пожалуй единственный в мире, про который невозможно сказать что-то плохое. Однако, в последние годы, качество продуктов этой фирмы стало стремительно снижаться. И сейчас уже нет никаких оснований переплачивать за их бренд.

Marshall Electronics MXL — фирма с более чем 30-летней историей, к которой стоит присмотреться всем начинающим домашним музыкантам. Очень демократичные цены и потрясающее качество за такие деньги.

Shure — конечно же, один из лидеров. Их легендарные инструментальный SM57 и вокальный SM58 — попросту «иконы стиля», использующие, ну, наверное, во всех без исключения, малых и больших студиях в мире.

Заключение

Наверное, самым полезным при выборе микрофона станет простой метод сбора информации. Опросите других об их микрофонах, об опыте использования . Поговорите с продавцами-консультантами в нескольких музыкальных магазинах, почитайте отзывы в Интернете, а также обзоры разных моделей микрофонов. Удачи в выборе и покупке!

В наше время микрофон из устройства, которое необходимо узкому кругу людей превратился в популярный девайс. Его используют в сетевых играх, для озвучки видео роликов, общения с друзьями, клиентами и коллегами в Skype.

Микрофон нужен многим, но из многообразия представленных моделей рядовому пользователю бывает затруднительно сделать выбор.

Дабы разобраться с вопросом как выбрать микрофон для компьютера, стоит разобраться с основными техническими характеристиками данного устройства и с задачами которыми должен справляться купленный вами микрофон. Этим мы сейчас и займемся.

Конструкция

Для начала необходимо обратить внимание на конструкцию микрофона, она бывает нескольких видов:

Микрофон-петличка. Благодаря небольшой прищепке прикрепляется к одежде. Благодаря этому микрофон все время находится на одинаковом расстоянии от рта, поэтому движения головы не влияют на уровень звука. Такие девайсы весьма удобны благодаря своим небольшим размера, но хорошего качественного звука от них ждать не стоит.

Настольные устройства. Такие устройства имеют специальную подставку на которой располагается сам микрофон. Также на подставке могут располагаться дополнительные управляющие кнопки. Минусом подобной конструкции является то, что при движениях головой будет меняться расстояние до устройства и соответственно будет меняться уровень звука . Поэтому приходиться держать голову неподвижно.

Компьютерная гарнитура. Это наушники соединенные с микрофоном. Microphone прикреплен к наушникам с помощью специального держателя. Главный плюс такой конструкции в том, что расстояние от рта до микрофона все время одинаковое и уровень голоса не меняется.

Аудио-интерфейс

Существует два основных способа подключения микрофона к компьютеру:

1. Аналоговый - джек микрофона подключается в стандартный разъем аудио входа. Такой интерфейс имеет множество плюсов. У вас есть возможность включить в схему различную электронику для работы со звуком, например предусилитель. Но если вы не желаете применять дополнительное оборудование, то придется полностью положиться на звуковую карту компьютера . Если, звуковая карта встроена в материнку, то для профессиональных решений такая конструкция не подойдет. При простом общении вы не заметите разницы.

2. USB - микрофон подключается к USB разъему. Дорогие модели могут иметь встроенные предусилитель и другую различную электронику. В дешевых микрофонах дополнительной электроники нет.

USB микрофон не обладает такой гибкостью как аналоговый, но если подобрать достаточно дорогую модель, то ее функционал удовлетворит большинство рядовых пользователей.

Главные технические характеристики

Есть несколько главных технических характеристик, которые оказывает определяющее влияние на качество звука. Знание этих характеристик поможет вам разобраться в разнообразии ассортимента:

Звуковое давление - Данный параметр определяет максимальный уровень звука в децибелах, который может передаваться микрофоном без сильных искажений.

Направленность - определяет чувствительность микрофона к звукам, которые поступают с разных направлений. В основном встречаются не направленные устройства. Они одинаково улавливают звук из разных направлений и хорошо подходят для домашнего ПК. В некоторых случаях может потребоваться четкая запись конкретного звука, в таком случае используют односторонние микрофоны.

Уровень чувствительности - определяет минимальный уровень звука, который может уловить microphone. Девайсы с высокой чувствительностью также восприимчивы к лишним шумам. Поэтому, тут нельзя однозначно сказать, что хорошие показатели этой характеристики это хорошо.

Рабочий частотный диапазон - понятно, что чем больше у микрофона диапазон поддерживаемых частот, тем конечно же лучше. Только следует понимать: частота человеческой речи находится в диапазоне 0,1 - 10 кГц, а значит для записи речи вполне хватит девайса, который поддерживает данные параметры.

Механизм передачи звука

Существует два вида передачи звука:

Конденсаторный - звук передается благодаря изменению емкости в конденсаторах, которые располагаются между чувствительным мембранами. Для хорошей звукозаписи профессионалы рекомендуют приобретать микрофоны конденсатного типа, так как именно такие устройства применяются профессиональных студиях.

Динамический - при передаче звуковых волн применяется чувствительная мембрана, располагающаяся в магнитном поле. Данная конструкция более проста, поэтому чаще используется в бюджетном варианте.

Обзор моделей

Sven MK-630 - обладает отличными характеристиками звукового диапазона 30-16000 Гц. В комплекте имеется съемная и весьма удобная подставка. К минусам можно отнести не высокую чувствительность микрофона.

Микрофон может использоваться как для записи музыки дома, стриминга или караоке, так и для концертных выступлений и записи целого оркестра. Динамические микрофоны, способные пережить резкие перепады звукового давления часто используют для точной передачи звука ударных, а конденсаторные микрофоны могут записывать даже самые тихие звуки.

Конденсаторные и динамические микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, имеют широкий частотный диапазон, передают звук достовернее и могут быть очень компактными. Но они слишком чувствительны к падениям или ударам и не могут работать на холоде. Кроме того, для работы конденсаторного микрофона нужно дополнительное питание 48 В. Такая функция есть во многих микшерных пультах, предусилителях, внешних звуковых картах и других устройствах с микрофонным входом. Если же его нет, можно дополнительно приобрести блок с фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны чаще всего используют в студиях звукозаписи, на телевидении и при видеосъемке.

Динамические микрофоны выдерживают резкие звуки или перепады в звуковом давлении, поэтому их часто используют для записи ударных установок. Их конструкция более надежная и менее подвержена выходу из строя после падения. Для динамических микрофонов в меньшей степени характерна проблема «обратной связи», они меньше «ловят» низкочастотные шумы или призвуки. Но у них не самый широкий частотный диапазон и ниже достоверность передачи звука. Динамические микрофоны используют в студиях, на выезде, на концертах, в театрах и дома.

Характеристики микрофонов

Чувствительность микрофона указывается в дБ, и чем меньше это значение по модулю, тем проще микрофону записывать тихие звуки. Некоторые динамические микрофоны имеют достаточно низкую чувствительность в -70 дБ, тогда как многие конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью на уровне от -46 до -35 дБ и выше. Если необходимо провести запись в непосредственной близости от микрофона, не нужно гнаться за устройствами с высокой чувствительностью, и наоборот, если задача предполагает извлечение достаточно тихих звуков в камерной атмосфере (акустическая гитара, струнный квартет), нужно позаботиться о микрофоне с более высокой чувствительностью.

Максимальный уровень звукового давления (SPL) показывает, на какую громкость звука рассчитан микрофон. Высокими значениями уровня звукового давления являются показатели более 90 дБ. Такой шум можно ощутить вблизи Ниагарского водопада или на рок-концерте. Уровень шума в тихой студии звукозаписи составляет 10 дБ, а взлетающий реактивный самолет способен развивать звуковое давление, близкое к болевому порогу человека в 130 дБ. Микрофоны с высоким показателем максимального уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности или любой другой области, где источник звука очень мощный.

Одни из самых важных параметров микрофона динамический диапазон (способность воспроизводить самые тихие и самые громкие звуки без искажений) и отношение «сигнал/шум» (разница в дБ между 94 дБ динамического диапазона микрофона и собственным шумом). Что чем это значение, тем лучше - вы получите более чистое, прозрачное и динамичное звучание.

Чем шире частотный диапазон, тем звук при передаче более естественный и натуральный - и басовые инструменты не «съедаются», и высокие ноты хорошо слышны. Почти все динамические микрофоны имеют диапазон от 50 – 80 Гц до 15 кГц - этого достаточно для вокала и большей части акустических инструментов, за исключением самых низко- и высокочастотных - контрафагота, тубы, большого органа, рояля, контрабаса, большого барабана и скрипки, цимбал и многих деревянных духовых инструментов. Если же стоит задача качественно записать выступление симфонического оркестра, микрофон лучше подбирать с более широким диапазоном - конденсаторный. Для простой передачи речи достаточно охвата в 100 –10 000 Гц.

Чем больше сопротивление микрофона, тем хуже его слышно, если не использовать микшерный пульт или звуковую карту со встроенными предусилителями. При подключении высокоомного микрофона к стандартному входу компьютера или караоке звук будет очень тихим.

Специализированные микрофоны

Микрофоны для общения по сети стоят недорого, поскольку от них не требуют высокого качества звукопередачи. Они бывают настольного исполнения либо в виде «прищепки» для крепления на одежду.

Микрофоны для больших конференций четко передают речь и устраняют посторонние звуки (кашель, шуршание бумаг). Их можно разделить на настольные поверхностные микрофоны, микрофоны «на гусиной шее», микрофоны пограничного слоя (встраиваются в стол или в кафедру вровень с их поверхностью), а также ручные, петличные и головные.

Когда за небольшим столом собирается группа из нескольких человек, не обязательно каждому ее участнику ставить отдельный микрофон, достаточно установить в центре стола один всенаправленный микрофон. Если же участвующих в конференции много, и им необходимо говорить часто по очереди или выступать по одному перед всеми, лучше использовать однонаправленный микрофон «на гусиной шее», кардиоидный или суперкардиоидный, который улавливает звук только непосредственно говорящего в него.

Более продвинутый вариант - большие конференц-системы, состоящие из пульта «председателя» (который может управлять другими микрофонами), пультов «делегатов» и головного устройства, которое позволяет делать переводы, запись самой конференции и назначение групп делегатов. У таких пультов есть кнопка вкл/выкл, возможность подключения наушников, у некоторых - выбор перевода, встроенный динамик и подсветка на стержне микрофона.

Микрофоны для записи видео фотоаппаратом имеют возможность установки в «горячий башмак» (hot shoe) фотоаппарата и подключаются к нему через разъем 3,5 мм mini-jack (реже XLR).

Беспроводные микрофоны

Беспроводные микрофоны очень удобны и часто бывают необходимы в разных сферах - в театрах, на концертах или лекциях в больших аудиториях. Первое, что здесь необходимо учитывать - это расстояние, на котором может работать система, в среднем это 50 – 60 м. Но существуют и системы с дальностью действия до 100 м. Если нужно использовать несколько радиосистем в одном месте, нужно учитывать, сколько радиосистема может иметь разных частот, чтобы они не создавали друг другу проблем.

Головной или петличный микрофон, работающий с радиосистемой, имеет поясной (или карманный) передатчик, микрофон к которому подключается кабелем небольшой длины. Но не всякий микрофон можно подключить к любому передатчику. Недостаток беспроводных микрофонов - необходимость смены батареек или подзарядки аккумуляторов в среднем через 6 ч работы.

Дорогой профессиональный микрофон нет смысла приобретать, если нет соответствующего оборудования для его подключения - предусилителей или студийных звуковых карт и профессиональных записывающих устройств, а также подготовленного помещения (студии). Он не сможет работать в таких условиях в соответствии с заявленными характеристиками.

Если вы ищете недорогой, но качественный и надежный микрофон для дома, например, чтобы петь в домашнем караоке или записывать вокал на ноутбук, лучше выбрать динамический микрофон, поскольку он наименее подвержен поломке при случайных падениях или ударах и не требует дополнительного питания. Достаточно подключить его к звуковой карте, караоке-системе или в микшерный пульт.

Если микрофон подбирается для записи подкастов в домашних условиях, нужно учесть, насколько он чувствителен и «капризен» - конденсаторный микрофон с высокой чувствительностью будет записывать звуки работающих электроприборов в комнате. Для их устранения нужно будет позаботиться о дополнительных аксессуарах: поп-фильтре и микрофонной стойке.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.